Найти в Дзене
Настоящий Скайрим

2. Моды и проблемы

Добавить к своему Скайриму мод очень просто: запустил установщик или распаковал и скопировал в папку игры и вперёд, на драконов. Именно так и пишут уважаемые авторы модов в разделе "установка". Увы, но делать этого не то чтобы нельзя, но совершенно точно не стоит. Нет, если у вас один-два-десять модов и ставить новые не собираетесь, то пожалуйста. У меня их 160 (прописью: сто шестьдесят), и это ещё довольно скромная цифра, у фанатов бывает и по четыреста. И тут установка в каталог игры просто не работает. Дело в том, что моды по сути своей что-то в игре меняют - добавляют и переписывают. И если с установленным модом что-то не так, то после его удаления в коде могут остаться дыры, иногда критичные вплоть до вылета игры при загрузке. Мало того, моды обращаются к одним и тем же ресурсам игры, меняя их под себя, переписывают друг друга и вообще безобразно конфликтуют. Короче говоря, чем больше у вас модов, тем чаще вы переустанавливаете Скайрим. У этой проблемы два решения. Первое - можно

Добавить к своему Скайриму мод очень просто: запустил установщик или распаковал и скопировал в папку игры и вперёд, на драконов. Именно так и пишут уважаемые авторы модов в разделе "установка".

Увы, но делать этого не то чтобы нельзя, но совершенно точно не стоит. Нет, если у вас один-два-десять модов и ставить новые не собираетесь, то пожалуйста. У меня их 160 (прописью: сто шестьдесят), и это ещё довольно скромная цифра, у фанатов бывает и по четыреста. И тут установка в каталог игры просто не работает.

Дело в том, что моды по сути своей что-то в игре меняют - добавляют и переписывают. И если с установленным модом что-то не так, то после его удаления в коде могут остаться дыры, иногда критичные вплоть до вылета игры при загрузке. Мало того, моды обращаются к одним и тем же ресурсам игры, меняя их под себя, переписывают друг друга и вообще безобразно конфликтуют. Короче говоря, чем больше у вас модов, тем чаще вы переустанавливаете Скайрим.

У этой проблемы два решения.

Первое - можно воспользоваться готовой сборкой модов, которые (сборки) имеются в количестве, вылизаны в части совместимости и работоспособности и обычно делают упор на усиление конкретной характеристики игры - сложности, графики или ещё чего-нибудь. Проблема в том, что ваши с автором вкусы чаще всего в чём-то не совпадают, иногда глобально. Например, известнейший автор эротических сборок предпочитает тело СВВЕ и, соответственно, вся броня/одежда тоже сделана под него, а я его в принципе не переношу. Но любая сборка надёжно работает только до тех пор, пока вы не начнёте что-то в ней менять, поэтому для меня - мимо.

Второе и наиболее правильное - самостоятельная установка модов, опробование, подбор лучших, удаление ненужных. Для того, чтобы делать это комфортно и без переустановок Скайрима, были придуманы менеджеры модов. Лучший из них, на мой вкус, Mod Organiser 2, MO2.

Идея проста, как всё гениальное: ставить моды не в каталог самой игры, а отдельными папками в отдельный каталог, из которого и загружать в память. Причём загружать не все установленные, а лишь те, которые активированы в данный момент.

Кроме того, с помощью подключаемых утилит контролируется правильный порядок загрузки и возможные конфликты, а также через аккаунт на сайте Nexusmods.com отслеживается появление новых версий установленных модов.

Ещё одна приятная фишка заключается в возможности иметь несколько профилей, в каждом из которых можно активировать разные установленные моды. Поиграл, скажем, громилой-орком с двуручным мечом, надоело - переключился на хрупкую эльфийку, мастера лука, яда и кинжала.

Но начнём мы, однако, не с МО2, а с некоторых необходимых и просто полезных утилит. Особо отмечу, что они никак не мешают или помогают играть в "чистый" Скайрим.

* Кстати, а куда установлен ваш Скайрим? Многие авторы настоятельно рекомендуют не устанавливать его в каталог Program Files и вообще на диск C:\. У меня, например, D:\Games.

Savetool - утилита для чистки сохранений от мусора. Проверено: весьма облегчает жизнь. Установка описана по ссылке, при первом запуске крайне желательно отметить Auto Backup, а то мало ли. Хотя мне резервное сохранение понадобилось всего раз за несколько месяцев.

https://gamer-mods.ru/load/skyrim_le/instrumentarij/chistka_skriptov_v_sokhranenijakh/59-1-0-2052

SSME - Skyrim Startup Memory Editor - утилита, улучшающая выделение памяти для игры. Чрезвычайно полезна. С установкой тоже нет никаких сложностей.

https://gamer-mods.ru/load/skyrim_le/patchi/uvelichenie_pamjati_skajrima/46-1-0-1985

Skyrim Script Extender / SKSE - вот это уже серьёзная утилита, через которую и будет запускаться игра вместе с модами. Всё то же - распаковать и скопировать в каталог игры. Но сначала почитайте описание.

https://gamer-mods.ru/load/skyrim_le/instrumentarij/skse/59-1-0-1988

LOOT - Load Order Optimization Tool - утилита для оптимизации порядка загрузки установленных модов. Устанавливается как любая программа.

https://gamer-mods.ru/load/skyrim_le/instrumentarij/loot/59-1-0-2704

или

https://tesall.ru/files/file/7281-loot/

Иногда возникают сложности при установке последней версии программы. Тогда попробовать вторую ссылку и, при необходимости, найти в сети более раннюю версию.

И собственно великолепный

Mod Organizer 2. Установка и настройка подробно расписаны по ссылке.

https://gamer-mods.ru/load/skyrim_le/instrumentarij/mod_organizer/59-1-0-2739

Написано там много, но не пугайтесь: нужна только установка и начальная настройка.

В следующей части мы начнём со всем этим разбираться подробно.

*Общее примечание. Возможно, я что-то забыл, в таком случае буду без зазрения совести дополнять по ходу дела.

* Примечание для знатоков. Да, возможно NMM или Vortex в чём-то лучше MO2 (хотя в чём-то, несомненно, хуже), Savetool устарел, а Loot вообще не для реальных пацанофф. Я и не спорю. Я не теоретик, а практик, и пишу только о том, что пощупал своими руками и что совершенно точно работает.