Старшая сестра моей бабушки, Вера Алексеева, вышла замуж за Клавдия Михайловича Дербенева и уехала к мужу в Ярославль. Там родились двое их сыновей - Вадим (18 июня) и Иосиф. Именно у Веры моя бабушка с родителями и младшим братом переживала зиму 1942/43 гг. Клавдий Дербенев уже тогда занимался литературой, но целиком посвятить себя ей он смог уже после войны. В 1961 году он был принят в Союз писателей СССР, работал в жанре приключенческого романа, в том числе - о деятельности советских разведчиков.
Когда братья поступили во ВГИК, оба они часто приезжали в моим прабабушке и прадедушке в поселок Клязьма, где наша семья жила по возвращении из эвакуации. Оба оттачивали мастерство фотографии на моей маме, эти снимки хранятся в нашем семейном архиве. А еще у обоих была неумная жажда жизни и отличное чувство юмора. Когда Иосифу пожаловалась соседка, что кошка Мурочка не ест мясо, купленное на рынке, он резонно посоветовал:
"Возьмите Мурочку на рынок, пусть она сама мясо выберет".
А маленький Вадим, придя с моим прадедом на рынок, упрашивал что-нибудь ему купить:
"Дедушка, дедушка, купи мне это, пожалуйста, я обязательно должен это попробовать. Я же этого ни разу не пробовал, - я могу в жизни это никогда не попробовать!"
По многим причинам (прежде всего из-за возраста) мне не довелось много и близко общаться с Вадимом Клавдиевичем, хотя он периодически приезжал к моей бабушке, чаще звонил. И до какого-то момента мне вообще было неудобно рассказывать о своих родственниках. Мои сокурсники в университете с упоением говорили о дедушках-профессорах и дядях-на-Мосфильме, и я понимаю сейчас, что это было не бахвальство, а утверждение в своих амбициях. У меня все было наоборот: хотелось вначале соответствовать, а потом уже рассказывать. Возможно, начинай я все с начала сегодня, я бы поступила иначе. Но это была бы другая я.
Сегодня я ощущаю не столько соответствие (здесь нет пределов совершенству), сколько необходимость хранить память о семейных связях и именах. Мне отрадно, что в Инстаграме в аккаунте, посвященном российскому кино, Вадима Дербенева ежегодно вспоминают. Когда я проводила фестиваль английского языка в 2017 году, то провела некоммерческий показ "Женщины в белом".
Вадим Клавдиевич начинал на киностудии "Молдова-фильм" и первые кинокартины снял в качестве оператора: "Атаман Кодр" (первый фильм в молдавском кино) и "Человек идет за солнцем" (режиссер обоих фильмов - Михаил Калик). Однако бОльшую известность он получил как сценарист и режиссер: "Последний месяц осени", "Тайна "Черных дроздов"", "Женщина в белом", "Загадка Эндхауза", "Змеелов", многосерийный фильм "На углу, у Патриарших". И, конечно, особняком в его творчестве стоят фильмы-балеты, в частности, "Спартак" и "Балерина". В 1994 году ему было присвоено звание Народного артиста Российской Федерации.
Для меня это не только прекрасный пример жизни в искусстве, но и пример многих навыков, необходимых, чтобы эта жизнь сложилась. В частности, я имею в виду подбор актеров. Дербенев работал с лучшими артистами, которые смогли воплотить на экране его режиссерское видение. Некоторых, как, например, Андрея Харитонова, он неоднократно приглашал в свои фильмы. Дома рассказывали о его долгой дружбе с Владимиром Зельдиным, и даже ушли они в один год, с разницей в неделю. Мне жаль, что мой серьезный интерес к кино сложился тогда, когда я была не в России. Но сегодня, ища и осмысливая свой собственный "контекст", мне отрадно замечать те направления, в которых я продолжаю свою семью.
Какие фильмы Вадима Дербенева запомнились лично вам, и почему?
Юлия Н. Шувалова, июнь 2020 года