Найти тему
Лица Победы

За баранкой под свистом бомб

Фотография из архива «Музея Победы»
Фотография из архива «Музея Победы»

За годы Великой Отечественной войны водители грузовиков доставили фронту 145 млн тонн грузов. Мужество водителей, работавших в боевых условиях, под вихрем пуль и градом снарядов, достойно самой высокой похвалы. Особенно если учесть, что на фронт в качестве водителей были призваны 19 тысяч женщин.

К началу боевых действий в Красной армии имелось 272,6 тысяч автомобилей, что составляло 41% от штатной потребности автомобильных войск. В непосредственном подчинении оперативных объединений и Центра находилось 19 автомобильных полков, 37 отдельных автомобильных батальонов, отдельная автомобильная рота и 65 автомобильных депо. Основная техника — грузовики ГАЗ-АА, ЗИС-5 и ЯГ-6, из легковых — ГАЗ-М и ЗИС 101, а затем ГАЗ-61, ГАЗ-64 и ГАЗ-67Б. Именно эти «трудовые лошадки» обеспечивали основную долю перевозок на передовой и в тылу.

Ни одна войсковая операция не обходилась без участия водителей, в том числе женщин. Пока одни садились за руль грузовиков с зенитными и полевыми орудиями, вторые водили тяжёлые артиллерийские тягачи, третьи управляли грузовыми автомобилями с зенитными и полевыми орудиями «на крюку», четвёртые управляли машинами с реактивными артиллерийскими системами, пятые подвозили боеприпасы на линию фронта…

Невозможно не упомянуть о подвигах водителей, доставлявших грузы в осаждённый Ленинград по льду Ладоги: под обстрелами и бомбёжками, рискуя вместе с машиной и грузом уйти под лёд. Эти люди за баранками грузовиков не щадили себя, чтобы спасти других и приблизить Победу.