Найти тему

Насколько похвала важна для ребёнка?

Часто ли вас в школе ругали за двойки? А часто ли хвалили за пятёрки? Как бы вы ни учились, я уже могу предугадать ответ. Потому что пятёрки — это, вроде как, "норма", так что в них выдающегося, за что хвалить? А вот двойки — совсем другое дело. Двойки — это неуспеваемость, отклонение от "нормы". А родители сиюсекундно чувствуют себя обязанными подгонять ребёнка под эту норму.
Когда ребёнок что-то делает руками, он максимально показывает свой потенциал развития, своё старание. Разве уже это не достойно внимания?
Когда ребёнок что-то делает руками, он максимально показывает свой потенциал развития, своё старание. Разве уже это не достойно внимания?

А когда ребёнок рисует картину и показывает вам, хвалите его? Да что ж тут такого, нарисовал и нарисовал, все дети рисуют. Но, на самом деле, для ребёнка его рисунок — это очень-очень сложно. Взрослый человек давно уже забыл, но ребёнок прикладывает колоссальные усилия, чтобы вывести свои каракули.

Для того, чтобы нарисовать рисунок, ребёнок должен правильно держать карандаш, с правильным нажимом. Он должен выбирать цвета для своей картины. Он придумывает образы и сюжет. Да-да, действует, как настоящий художник! И для него крайне важно, чтобы родители (его боги, которые не могут ошибаться!) одобрили то, что он делает.

Потому что всё, что не одобряют родители, отправляется в кучу "плохо". Родители для ребёнка — как светофор, который показывает, плохо или хорошо ребёнок поступает. Когда родители прямо не запрещают что-то ребёнку, но при этом явно и не одобряют, ребёнок застревает в "жёлтом цвете" — вроде он и рад бы двигаться дальше, но зелёного сигнала ещё никто не дал.

И когда "зелёных" сигналов поступает очень и очень мало, когда ребёнок не получает от родителей одобрения своих действий, он всё время стоит на месте в своём развитии. Но так не может продолжаться вечно, родители не могут всё время отвергать "я" ребёнка, потому что для ребёнка родители — не навечно боги.

Именно поэтому в подростковом возрасте дети, которым недодали внимания, начинают активно добиваться от родителей одобрения хоть в чём-то, начинают ещё сильнее "выпячивать" своё "я", проверяя родителей на различные сигналы, добиваясь от них "зелёного" света ("может, хоть сейчас выйдет?"). В то же время они понимают, что уже вряд ли дождутся одобрения от родителей, потому что видят в них уже никаких не богов, а обычных людей.

Хвалить ребёнка за то, что для него важно, так же необходимо, как заправлять автомобиль бензином
Хвалить ребёнка за то, что для него важно, так же необходимо, как заправлять автомобиль бензином
Так подростки, найдя одобрение и принятие у своих друзей, у объекта влюблённости, будут стремиться проводить время с ними, потому что там они находят для себя среду для развития, которую могли недодать родители. А родители начинают сетовать на то, что ребёнок "связался с плохой компанией".