Часто ли вас в школе ругали за двойки? А часто ли хвалили за пятёрки? Как бы вы ни учились, я уже могу предугадать ответ. Потому что пятёрки — это, вроде как, "норма", так что в них выдающегося, за что хвалить? А вот двойки — совсем другое дело. Двойки — это неуспеваемость, отклонение от "нормы". А родители сиюсекундно чувствуют себя обязанными подгонять ребёнка под эту норму.
А когда ребёнок рисует картину и показывает вам, хвалите его? Да что ж тут такого, нарисовал и нарисовал, все дети рисуют. Но, на самом деле, для ребёнка его рисунок — это очень-очень сложно. Взрослый человек давно уже забыл, но ребёнок прикладывает колоссальные усилия, чтобы вывести свои каракули.
Для того, чтобы нарисовать рисунок, ребёнок должен правильно держать карандаш, с правильным нажимом. Он должен выбирать цвета для своей картины. Он придумывает образы и сюжет. Да-да, действует, как настоящий художник! И для него крайне важно, чтобы родители (его боги, которые не могут ошибаться!) одобрили то, что он делает.
Потому что всё, что не одобряют родители, отправляется в кучу "плохо". Родители для ребёнка — как светофор, который показывает, плохо или хорошо ребёнок поступает. Когда родители прямо не запрещают что-то ребёнку, но при этом явно и не одобряют, ребёнок застревает в "жёлтом цвете" — вроде он и рад бы двигаться дальше, но зелёного сигнала ещё никто не дал.
И когда "зелёных" сигналов поступает очень и очень мало, когда ребёнок не получает от родителей одобрения своих действий, он всё время стоит на месте в своём развитии. Но так не может продолжаться вечно, родители не могут всё время отвергать "я" ребёнка, потому что для ребёнка родители — не навечно боги.
Именно поэтому в подростковом возрасте дети, которым недодали внимания, начинают активно добиваться от родителей одобрения хоть в чём-то, начинают ещё сильнее "выпячивать" своё "я", проверяя родителей на различные сигналы, добиваясь от них "зелёного" света ("может, хоть сейчас выйдет?"). В то же время они понимают, что уже вряд ли дождутся одобрения от родителей, потому что видят в них уже никаких не богов, а обычных людей.
Так подростки, найдя одобрение и принятие у своих друзей, у объекта влюблённости, будут стремиться проводить время с ними, потому что там они находят для себя среду для развития, которую могли недодать родители. А родители начинают сетовать на то, что ребёнок "связался с плохой компанией".