26 апреля будет отмечаться 34-я годовщина аварии на Чернобыльской АЭС. По странному повороту судьбы в этом году будет другое чувство при праздновании этой даты. Пандемия заставила мир остановиться, заставила остановиться и задуматься, под домашним арестом или на карантине. Между этими двумя сценариями много общего. По сей день все еще есть те, кто живет с последствиями Чернобыля и вынужден провести свое существование в «карантине». Например, в Республике Беларуссия последствия чернобыльской аварии до сих пор ощущаются и после аварии резко возросло число детей, рожденных с физическими и умственными недостатками.
Во всех государствах бывшего Советского Союза инвалиды всегда были проблемой, они подвергались дискриминации и маргинализации. Инвалидов нужно скрывать, у них нет ни прав, ни обязанностей, они не могут жить в обществе. Таким образом, государство должно взять под контроль их жизнь. В Беларуссии есть государственные учреждения по уходу за инвалидами - интернаты. Для итальянцев и особенно для пожилых людей это слово может вернуть воспоминания и заставить их задуматься о простых школах-интернатах.
Однако в Беларуссии, для президента Александра Лукашенко слово «интернат» - это учреждение где-то между детским домом, приютом и хосписом. Люди поступают в интернат в молодом возрасте по разным причинам и часто никогда не уходят отсюда.
В стране, которая была первой в мире по потреблению алкоголя и где экономический кризис, похоже, никогда не стихает, государство отбирает примерно 4000 детей в год из семей с проблемами.
К ним мы должны добавить переменное число детей, брошенных семьями. В действительности, в Беларуссии 90% семей отказываются от ребенка-инвалида, как только узнают об этом. Уровень заброшенности чрезвычайно высок также среди детей, не являющихся инвалидами. По данным ЮНИСЕФ, в настоящее время в интернатах насчитывается 25 000 несовершеннолетних. Только некоторые из них, достигшие 18 лет, смогут сдать экзамен, который оценит их пригодность для жизни в обществе.
В этот момент государство предоставляет тем, кто преуспевает, дом на пять месяцев, после чего им нужно будет доказать, что они могут жить самостоятельно и начнут платить за дом. Немногие добиваются успеха, потому что жизнь в интернете глубоко пугает людей, затрудняя установление отношений и полное развитие сознания взрослого. Поэтому многие заканчивают тем, что обращаются к алкоголю и наркотикам, выбирают путь, который приведет их в тюрьму или снова попадет в интернат.
И все же Италия разделяет особую связь с Беларуссией. После ядерной аварии в Италии спонтанно сформировались группы добровольцев с целью оказания помощи, особенно детям, которых стали называть «детьми Чернобыля». Каждое лето они проводили месяц со своими принимающими семьями в Италии, позволяя им частично очистить себя от накопленных радиоактивных веществ. Этот первоначальный опыт стал твердо установленной реальностью, которая продолжает помогать тем, кто живет на загрязненных территориях Беларуссии.
Волонтерские организации, такие как «Il Cavallo Bianco» и «Mondo in cammino», годами работали над тем, чтобы включить инвалидов в общество и позволить тем, кто живет в интернате, по крайней мере почувствовать вкус «нормальной» жизни, организуя театральные фестивали и концерты итальянской музыки (которые высоко ценятся по всему бывшему СССР).