Встречи с Диной Рубиной для меня - настоящий эмоциональный пир. Люблю ее героев, их перемещения по миру, неординарные характеры, судьбы, уходящие корнями в далекое прошлое семьи, рода. Трилогию «Наполеонов обоз» начала читать только вчера. Поначалу «Рябиновый клин» не зацепил.
Надежда показалась откровенно скучной одинокой барышней, замотанной редакторской работой в издательстве. Ее встречи с писателями какие-то случайные, скучные, разве что старалась разгадать, кто эти герои. Возможно, Петрушевская – старушка в причудливых шляпах. Может быть, Радзинский – историк, ведущий передачу на телевидении, пронзительно повествующий об исторических личностях. Нина – Дина Рубина, любознательная путешественница, способная разговорить любого человека, вписать его судьбу в роман.
Несколько скрашивал своей речью это бесконечное вступление Изюм – почти шукшинский «чудик», фантазер, болтун, изобретатель всевозможных ноу-халяу: от светящихся тапочек до авторского козьего сыра. Этакий бессребреник, готовый помочь по хозяйству, приютить лабрадора Лукича, пока хозяйка уезжает на работу в столицу. Что в его историях правда, а что ложь, он, пожалуй, и сам не знает.
Но почему-то хочется верить, что от обычного болтуна его отличает то, что он, словно старинный сказитель, создает свой язык, перефразируя фразеологизмы и литературные цитаты, создавая сочные метафоры: цветные мысли стеной прут, не сбивай ты меня с панталыги, блин-блинадзе, гувернатор к исчадию ада – ротвейлеру… Почти по-платоновски звучат его фразы: устал – побегу полежу, пойду жить образом жизни. А за этим языком – четыре шкафа книг, прочитанных в интернате.
По-настоящему жаль Петровну, когда на лекции собственного сына-саксофониста Лешика, где она переживает сначала удивительное волнение и гордость, а затем негодование и стыд. Против чего бунтует молодой человек? Почему такую интересную лекцию о музыке для детей он превратил в эпатаж? Почему талантливый музыкант и художник работает официантом в кафе? Почему никак не соглашается принять предложение Надежды – иллюстрировать книги? Лешик учит мать скользить по жизни, а не погружаться в битое стекло и кирпич.
Кажется, больше всего меня мучил вопрос: как связаны эти современные события с обозом Наполеона и войной 1812 года. Может, сейчас Изюм начнет сыпать цитатами из «Войны и мира» или откроется его аристократическое прошлое? А дальше будет история о «детях страшных лет России»?
Нет, совершенно случайно Изюм приводит к Надежде Петровне своего знакомого Сашка, доверчиво рассказывая этому не очень надежному с виду человеку о том, какие сокровища антиквариата собирает в своем доме соседка: канделябры, старинная мебель, оркестрион…
Под мотив «Разлука ты разлука» происходит встреча Орфея и Эвридики из городка Вязники. Оказывается, что Сашок – Аристарх Бугров. В далеком детстве он встретил Дылду – огненную пацанку, рыжеволосую девочку с золотистыми пчелиными глазами. Эта внучка лешего выбежала из рябинового клина питомника, держа в руках новорожденного змееныша, и навсегда покорила сердце невысокого мальчишки, увлеченного книгами и музыкой.
Трудно узнать в этой лучезарной девочке Надежду.
И автор откладывает описание их встречи, разворачивая свиток жизни Аристарха, описывая городок Вязники, его обитателей. Запоминается атмосфера послевоенного детства героя, его отец, посвятивший сына в историю Бугровых, где все мальчики носят имена Семен или Аристарх, их предка, передавшего царский перстень и ключ от банковского сейфа с сокровищами. Кто этот таинственный предок? Француз, бежавший из Москвы в конце Отечественной войны? Еврей из Вильно?
История наполеоновских войн входит в судьбу Аристарха через учителя музыки Веру Самойловну Бадаат, кандидата исторических наук, дочь дирижера императорского оркестра. Она дает в руки «дикого, как репей», мальчика английский рожок – инструмент-пророк, заклинатель змей, голос ангела, совесть оркестра. Именно игрой на английском рожке 12-летний Аристарх покоряет сердце золотоволосой Наденьки. В истории, рассказанной юным музыкантом, девочка услышала боль Орфея, потерявшего Эвридику.
Кореец Володя научил Аристарха каллиграфии и дал уроки мужества:
- Отвечать насмешкой обидчикам, ведь ее боятся сильнее, чем удара.
- Заточить мысли в самый острый момент конфликта, сосредоточить в ударе все возможности души и тела.
Дина Рубина ведет нас по лабиринту сюжета. Иногда мы не успеваем за его поворотами, натыкаемся на глухую стену, злимся: как это связано с героями. И вдруг неожиданная деталь, образ, герой становятся поразительно близки, интересны, словно вы их встречали раньше. Словно весенней грозой, дырявится и вянет ваш гнев.
Предвкушаю новую встречу с героями во второй части «Наполеонова обоза».
Что вы думаете о сюжете этого романа? Вам удалось найти путь в его лабиринтах?