Православные храмы считаются одними из самых красивых в мире — не последнюю роль в этом играют золотые купола. Во все времена изготовление церковных наверший считалось искусством. Житель деревни Любань под Вилейкой Олег Лешкович занимается куполостроением уже 20 лет. Он сам себе и плотник, и архитектор. Десятки белорусских храмов блестят куполами, которые изготовил мастер.
Олег Лешкович — дипломированный энергетик, но, как говорит сам мастер, с душой купольщика.
— Я самоучка! Наверное, это гены: мой дед был талантливым кузнецом. Многие удивляются, что я научился купольному мастерству, — говорит Олег. — Когда в Любани строилась церковь Собора Белорусских Святых, я подошел к настоятелю и предложил помощь. Купола для храма тогда изготавливал мастер из Минска. Я понаблюдал за процессом и тоже решил заниматься их созданием. Отец Игорь благословил. Первый купол в родном храме вышел «комом». От досады разобрал, загрузил в багажник и вывез на свалку. А потом в 4 утра вернулся и снова взялся собирать — получилось! — вспоминает мастер.
В арсенале купольщика ни одного нового инструмента. Все — проверенные временем. Изготовление изящного навершия церкви Олег Лешкович сравнивает с работой ювелира. Говорит, здесь тоже нужна филигранная точность и, конечно, рука и душа мастера.
— Купол ведь не ради красоты. В православной традиции он символизирует вечность. Делают купола, как и раньше, на деревянном каркасе. Его обрабатывают от гниения и грибка. Прослужит такой купол не одно десятилетие. Главное не исказить пропорции. Начинается все с матрицы — нижнего восьмерика. Его размер зависит от окружности барабана, на который устанавливают купол. Затем набиваются кружала — это каркас будущего купола. Может быть от 8 до 32 граней. И чем больше кружал, тем круглее купол, — поясняет Олег Лешкович.
А дальше — кропотливый ручной труд. Будущая маковка обшивается листами с напылением нитрида титана. И возвышаются над храмами сверкающие золотые купола.
Точность важна и при изготовлении лепестков и ромбов. Из последних делают чешуйчатый купол, кстати, самый дорогой вид навершия. Каждый лист нарезается вручную ножницами.
— Достаточно ошибиться на 5 миллиметров — листы и ромбы уже не лягут идеально, купол получится с изгибами, — говорит наш собеседник.
Технически можно изготовить и «луковку», и «свеклу» любого размера. Самый большой в практике мастера — 7 метров в диаметре и 9 в высоту. Изготавливался такой купол почти два месяца. Его установили на храм в Сморгонском районе. Весило навершие без малого тонну, уточняет Олег.
Цвет куполов, как и форма, тоже разный. По нему можно определить, в честь кого или в память какого события освящен храм. Например, золото — символ Небесной славы. Устанавливается в храмах, посвященных Иисусу Христу и 12 главным праздникам церковного года. А вот храмах в честь Богородицы обычно купола синие; зеленые купола можно увидеть на храмах, построенных в честь святых.
Куполостроение — это творческий процесс и авторский подход. Проект есть, но нужно еще технически реализовать идею. Олег Лешкович признается: не раз случалось, что в процессе работы над куполом заходил в тупик.
— Это металл, а не пластилин! Случалось, вижу, как надо сделать, но не получается. А потом пути решения стали сниться, и наутро все удавалось! — улыбается мастер.
200 куполов Лешковича, созданные за 20 лет, сияют по всей стране. Своя история есть о каждом.
— Какой бы уставший ни был, иду как на праздник! А когда поднимаем купола — на душе огромная радость!
Яна Неверович
Фото автора и из архива героя публикации
Статья на МЛЫН.BY