https://mampap.world/blogs/entry/199-как-помочь-ребенку-справиться-с-кризисом-трех-лет/
Картинка перед глазами. Выходим из детского садика. На дворе осень. Грязные уже листья сгребли в кучи у забора. Дочери нужно обязательно в них посидеть, поваляться и покопошиться. На просьбы, уговоры и угрозы не реагирует. Если вытащить ее силой из кучи и унести, начинает орать и вырываться.
Или. На детской площадке играет с подружкой. Сначала все мило и хорошо. Потом обеим вдруг нужны одни и те же качели. Крики, драка, слезы. Казалось бы, совсем недавно была премилым и добрым карапузом, которая делилась игрушками и не посягала на чужое, не устраивала истерик…Дочери два года и девять месяцев. Так, кажется и начался в нашей жизни тот самый «кризис трех лет», который совпал с адаптацией к детскому саду. Тот самый период, который еще называют «я сам» и, который, похоже еще не закончился, а только видоизменился. Отстаивание волеизъявления – в приоритете. Раньше оно тоже было, но всепоглощающее и бесконтрольное. Сейчас хоть объяснить может, почему истерика, плачь. Даже просит помощи: «Мамочка, помоги успокоиться». Уф! И в этом смысле стало легче.
Кризис трех лет случается с детьми в возрасте от двух до четырех.
В это время ребенок обычно:
-Формирует свою волю и учится ее предъявляет и отстаивать.
-Отделяется от взрослых, становится более самостоятельным.
-Сталкивается с чужими интересами, понимает, что он не самый главный в этом мире.
-Учится устанавливать и соблюдать границы.
-Осознает свою половую принадлежность, понимает различия между полами.
Это очень важный этап взросления. Проходит он часто бурно и сложно и для родителей, и для ребенка. Но если он преодолен более или менее успешно, то у ребенка есть все шансы стать зрелой и сильной личностью.
Что же остается родителям? Психологи и педагоги твердят – наберитесь терпения. Это так. Но ой как тяжело…Родители тоже не железные. Никто не застрахован от ошибок и эмоциональных всплесков, но если смотришь на ситуацию через призму понимания становится, действительно, легче и проще.
И тут важно соблюсти баланс. Ведь так легко задавить ребенка авторитетом, угрозами и наказаниями и сделать из него покорного и послушного. Но тогда человеком он вырастит инфантильным.
Либо, напротив, все разрешать и потакать любому капризу, боясь детских истерик, – в перспективе тоже ничего хорошего.
Важно устанавливать правила и границы. Делать это строго, твердо, но терпеливо. Это, конечно, далеко не всегда и не у всех получается сразу. Но попытаться стоит.
Специалисты дают конкретные советы для некоторых ситуаций.
Если малыш впадает в истерику практически по любому поводу, важно не перегружать в это время его психику: воздержаться на время от посещения развлекательных центров, шумных компаний, посещения магазинов и т.д.
Если ребенок отказывается убирать игрушки, включать игровой элемент. Например, вы будете «спасать» игрушки с помощью кольца от кольцеброса, бросая его, как спасательный круг. Пойманную таким образом игрушку складывать в ящик или коробку.
Стараться в этот период давать ребенку больше самостоятельности. Например, поручать посильные домашние дела или доверять выбор каких-то элементов одежды. Обязательно благодарить за помощь, как взрослого.
Длительность периода «я сам» индивидуальна и во многом зависит от поведения родителей. Одни дети проходят его быстро и безболезненно, некотором так и приходится всю жизнь отстаивать свою самостоятельность.