Найти тему
Слово у Бога

Возможно ли человеку, входя в единство с Богом, самому стать богом? И что такое Божественные Энергиии

Может ли человек, входя в единство со Святой Троицей, быть причастным Богу? Если бы человеку было возможно стать причастным Божеству, получив единую с Ним природу, то Бог, в таком случае, стал бы не Троицей, а "тысячерицей" или "милионницей", в Нем появилось бы столько ипостасей, сколько было бы лиц причастных Его сущности. Человек, в таком случае, сделался бы Богом по существу, в нем появились бы все возможности, присущие Божественной природе, ему стало бы необходимо по причине такого единосущия, созидать из ничего, быть безначальным и безграничным, бессметным и всесильным, что совершенно невозможно.

Могут ли люди сделаться истинными Богами, такими же как Иисус Христос? И чем, в таком случае, отличаются святые праведники, ставшие сынами Божьими от Сына Божьего Иисуса Христа? Ведь Он Сын Человеческий и они сыны человеческие, Он Бог и они боги, как написано: "Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы" (Пс. 81,1-6)

Дело в том, что Христос - это Бог явившийся во плоти, а все уверовавшие в него - это люди сделавшиеся через него богами. Он всегда был Богом Словом, имея предвечное рождение от Отца, а в определенное время стал еще и человеком, через рождение от Марии Девы, не перестав при этом быть Богом. А все остальные всегда были людьми, имея рождение от своих земных родителей, получив в определенное время рождение свыше, от воды и Духа, став богами по благодати, не перестав при этом быть людьми.

Проще говоря, Христос есть Бог ставший еще и человеком, а все остальные есть люди ставшие еще и богами. Посему, Иисус Христос и не человек (по Лицу), а все остальные люди и не Боги (по природе). Ибо Он Бог вочеловечившийся, а они человеки обоженные. Он сошедший с небес, принявший образ раба, Сущий на небесах, а они сущие от земли, принявшие Его образ, возведенные Им на небо.

Таким образом, даже если мы и обладаем той же человеческой природой, именуясь во Христе сынами Божьими, тем не менее, мы не становимся Божественной ипостасью Сына, подобно как и Петр не может стать еще и Павлом, только потому, что он является по природе таким же человеком. Это значит, что мы лишены всякой возможности участвовать как в сущности, так и в Лицах Святой Троицы.

Но Апостол Петр говорит определенно о возможности нам стать причастниками Божественного естества:

"Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества..." (2 Пет 1,3-4)

Таким образом, людям обещано реальное соединение с Богом и объявлена конечная цель всей человеческой истории, чтобы сделаться причастниками Божеского естества. Это обещание Бога не может восприниматься метафорически, как некая иллюзия, ибо обожение человека есть главная цель всего Божественного промысла - чтобы все люди в результате приобщились Божественной природе.

Каким же образом ограниченное может быть причастно беспредельному, сущность сверх существенному, измеряемое неизмеримому, относительное безотносительным, творение Творцу и человек Богу?

И как неизменный Бог, воздействуя, в том числе и на человека, все изменяет, но сам при этом остаётся неизменным и не подверженным никаким воздействиям со стороны всего изменяемого?

Чтобы ответить на эти и на многие другие подобного рода вопросы, стало необходимым учение о Божественных Энергиях.

Прежде всего, здесь стоит обозначить четкие границы между внутренними отношениями Лиц Святой Троицы и внешними действиями Божества во всем творении. Иными словами, необходимо научиться различать внутренние отношения и внешние действия. Подобно как в обычной семье имеются определенные внутренние взаимоотношения между ее членами, и внешние их действия в обществе, производимые ими сообща. При этом, все внутренние отношения в семьях как правило сокрыты от посторонних глаз, а внешние действия открыто явлены. Божественная же сущность совершенно неприступна, несообщаема и непознаваема.

Природа Божества может умозрительно созерцаться нами в Отце, Сыне и Святом Духе только через их отношение. Так, Отец рождает Сына и изводит Святой Дух, Сын рождается от Отца, Святой Дух исходит от Отца. Никто и никогда кроме Божественных Лиц не может стать участником этих отношений.

Внешние же действия по отношению ко всему, что не Бог по природе, происходят как бы сообща всеми Божественными Лицами. От единой Божественной природы, которой во всей полноте обладает каждое из Лиц Святой Троицы, проистекают бесчисленные Божественные Энергии, представляющие собой природную силу, которой Бог действует вне Своей сущности.

Эти внешние действия едины для всех Божественных Лиц и совершаются посредством Их единой Божественной воли. Иными словами, все внешние действия Божества являются природными, то есть, Божественные Энергии непрерывно, подобно через край, изливаются из Божественной природы так, что Бог всегда пребывает в Них во всей Своей полноте.

Таким образом, Бог недоступен по Своей сущности, и в то же время доступен в Своих Энергиях. Они неотделимы от Божественной сущности, ими Бог действует проявляя Себя, сообщая и отдавая.

Энергии не сотворены, поэтому Они не есть следствия или эффекты Бога, каким является все сотворенное. Напротив, Они являются Самой Причиной всего что не Бог.

Так же Энергии не зависят от существования кого или чего либо, в том числе и людей, хотя Бог все творит и во всем действует через Свои Энергии. Ведь Энергии для творения, являясь его неотъемлемым атрибутом, не могут восприниматься чем то второстепенным, подобным некой акциденции, как например цвет волос, рост или иной признак, не способный существовать сам по себе, отдельно от человека. Напротив, Энергии, приводя все в движение, обуславливают существование тварного бытия, которого могло бы и не быть, если бы Бог не пожелал. И даже если бы земля так и осталась безвидной и пустой, Бог все равно проявлял бы Себя вне Своей сущности, как это было в начале сотворения неба и земли: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1,2)

Подобно Солнцу, излучающему свою энергию, вне зависимости от того, есть ли ее потребители или их вовсе нет.

Божественные Энергии не оскудевают и не умаляются, чрезмерно изливаясь и наполняя всю вселённую, Они ни чего не приобретают из вне, имея источником одну лишь Божественную природу, из Которой Они проистекают.

Подобно как солнечная энергия, воздействуя на землю и на все, что на ней находится, способствует их изменению. Но все изменяемое под воздействием солнечной энергии не приводит к изменению самого солнца.

Итак, Энергии не Бог в Его сущности, и в то же время, Они есть Бог как неотделимые от Его сущности. Они свидетельствуют о единстве и простоте Божественного бытия. Ибо Бог, неприступный по Своей природе, присутствует в Своих Энергиях, подобно как в зеркале, оставаясь невидимым в том, что Он есть.

Так же как и мы можем видеть себя в зеркале и в то же время не можем видеть себя без зеркала. Мы ведь в зеркале видим не себя буквально, а свое отражение, но не смотря на это, признаем его как самих себя. Подобно и Бога мы познаем по действиям, но не думаем, что нам возможно приблизиться к Его сущности. Ибо, хотя Он и действует в нас, однако сущность Его остается неприступной. Вот таким образом, Единосущная Троица дает познание о Себе через Свои природные энергии.

Так, Святой Максим говорит, что мы можем приобщаться к Богу в том, что Он нам сообщает, но к Нему нельзя приобщиться, по Его несообщимому естеству.

Все что говорится о Боге, показывает нам не Его естество, но то, что относится к Его естеству, говорит Святой Иоанн Дамаскин.

Подобно и все имена Бога есть имена Его энергий, такие как Жизнь, Сила, Премудрость, Правосудие, Любовь, Бытие, и даже имя Бог, и еще бесконечное количество других имен, которые остаются неизвестными.

Поэтому стоит различать в Боге единую природу, три Ипостаси и нетварную Энергию, которая из природы исходит, но в своем проявляющем излиянии от нее не отделяется. Ибо Энергии, в которых Бог проявляет Себя во вне, есть Сам Бог, но не в Своей сущности. Таким образом, Бог существует одновременно и в Своей сущности и вне Своей сущности.

Божественные Энергии являются общими для всех Лиц Святой Троицы, ибо у Них единая воля и единое действование. Посему, никак нельзя Энергии относить особо к какой либо одной Божественной ипостаси.

Так, Сказанное: "...Бог есть любовь..." (1 Ин 4,16) необходимо воспринимать как общее проявление Божественных Лиц в Энергии, называемой любовью, изливаемой из Их единой Божественной природы. Ей во всей полноте обладает каждая из ипостасей Святой Троицы. Энергия эта для Них как и природа является общей.

Таким образом, каждая энергия исходит от Отца и сообщается через Сына в Духе Святом . Поэтому и говорится, что Отец все творит Сыном в Духе Святом.

Так, Например, имя одной из Энергий, общей для всех Божественных Лиц - Истина, из этого следует, что Отец есть Истинный, Сын есть Истина, Дух Святой есть Дух Истины.

Подобно как и Энергии именуются силами, таким образом, источник силы есть Отец, сила же Отца есть Сын, а Дух силы есть Дух Святой.

Заключение

Различение между Божественной сущностью и Энергиями позволяет понять, каким образом мы можем стать причастниками Божественного естества, по слову Апостола Петра.

Стать частицей Бога не означает соединиться с Его сущностью, единой для Трех Лиц Пресвятой Троицы. Так же не возможно, чтобы в нашей человеческой ипостаси (личности) с нашей человеческой природой, соеденилась природа Божественная. Подобно как в Божественной ипостаси (личности) Иисуса Христа с природой Божественной, соеденилась природа человеческая.

Ибо только Богу по природе возможно стать ещё и по природе человеком, но человеку по природе, никаким образом невозможно стать по природе Богом.

Посему, соединение с Богом возможно для нас только в Его Энергиях, по благодати, делающей нас причастными Божественному естеству без того, чтобы наше естество стало от этого естеством Божественным.

По учению святого Максима Исповедника, становясь богами по благодати, мы можем иметь все то, что имеет Бог по Своей природе, кроме тождества с Его природой. Мы так и остаемся по природе людьми, становясь богами по благодати, как и Христос остался Богом по природе, воплотившись человеком.