Опустевшие здания бывшего ОАО «Завода гидравлических прессов «Металлист»», словно крик отчаяния о том, как потеряли последнюю совесть дельцы-коммерсанты, разодравшие на части ещё недавно процветающее предприятие Оренбуржья. А региональная власть им не мешала...
Последствия буржуазного переворота почище войны
История «Металлиста» началась 15 июля 1936 года. Завод «Пресс» (именно так первоначально назывался «Металлист», расположенный в Оренбурге на улице Яицкой, 15) был создан на базе литейно-механических мастерских и складов сантехники Чкаловского горисполкома. В те годы он обеспечивал город литьем и сантехническим оборудованием, осуществлял ремонт и производство сельскохозяйственного оборудования. 31 июля 1941 года на основании Постановления СНК СССР и Чкаловского облисполкома завод «Пресс» был передан в систему Наркомата станкостроения СССР с задачей организовать выпуск прессов малых усилий от 6 до 15 тонн, необходимых для оборонной промышленности. С этого момента начался новый этап истории «Металлиста».
В военные годы народная власть ставила цель сохранения ценных производств. Предприятия благодарно откликались и поднимали планки прогресса, славили наш край выпуском высококачественной продукции, а главное, мы гордились самоотверженными тружениками. Навечно в летописи Оренбурга останется память о первом директоре завода Владимире Степановиче Бронском, который ушел на фронт и героически погиб в 1942 году. Так было.
Но благодаря предательской гобрачёвско-ельцинской политике, коварному буржуазному перевороту, пала наша горячо любимая и единственная Родина - Советский Союз. Ведь самый страшный враг для СССР был не закордонный захватчик, но враг внутренний, подло подмывающий основы социально-экономических и политических устоев.
Так в ставшей вдруг одинокой России была развязана новая «война», не менее разрушительная. Это война против народа, доказательством которой являются: разруха в городах и сёлах, миллионная армия безработных, реальная и до боли в сердце горестная картина, на которой мы каждый день видим нищих стариков и беспризорных детей, это ужасы преступного разгула Чечни в 90-е и терроризм, а главное - чудовищный отрыв от народа стремительно богатеющих на людском горе олигархов. Заграбастав львиную долю финансов, миллиардеры и мульти-миллионеры оставили основной части населения жалкие крохи. А капиталы их чаще всего растут от присвоения государственной собственности. У большинства населения совести бы не хватило присвоить за бесценок добро, нажитое трудовым народом, но у воротил слишком развит хватательный рефлекс, как у динозавров. Вот и раздирают они на части заводы, пуская с молотка здания, земли, оборудование, набивая карманы, чтобы потом отправиться отселе в те края, где им ещё сытнее будет. И оренбургский завод «Металлист» оказался на их пути.
Дело прибыльное…
Однако машиностроение во всём мире считается прибыльной отраслью и те государства, где она развита, поддерживают отечественных производителей. И не мудрено, поскольку машиностроительные предприятия выпускают продукцию для различных производств и сельского хозяйства. Конкуренцию не выдерживают только самые мелкие заводики этого направления.
Но каким образом наш лидирующий «Металлист» мог оказаться в ряду обанкроченных и находящихся в списке ликвидируемых? Этот вопрос адресуется в первую очередь нашей региональной власти, потому что согласно информационным справкам единственным учредителем «Металлиста» являлся комитет по управлению государственным имуществом Оренбургской области. Тем более, что завод ещё недавно поставлял продукцию практически во все уголки нашей страны и на экспорт. Прессы «Металлиста» и в наши дни работают во многих странах мира! Неоднократно они выставлялись на международных выставках в Греции, Турции, Алжире, на Кипре. «Сегодня завод является одним из крупнейших предприятий отечественного машиностроения и по праву входит в число лидеров производителей оборудования для машиностроения», - читаем на сайте погибшего предприятия.
Версий уничтожения перспективного производства может быть несколько. Но, на мой взгляд, наиболее вероятно: у государства появился новый фаворит. И не исключено, что предпочтение отдано новым зарубежным машиностроительным компаниям, которые итак активно развернулись на нашем русском поле и которым вовсе ни к чему любые конкуренты. Особенно популярны у нас американские марки комбайнов и тракторов: John Deer (Джон Дир), Case (Кейс), New Holland (Нью Холланд), Chellenger (Челинджер)… Понятно каких денег стоит вся эта заокеанская техника.
Обанкротили через 80 лет
В годы войны предприятие было оборонного значения. Работали там кузнечно-заготовительный цех, инструментальный, механосборочный, В 1944 году завод занял первое место среди предприятий управления машиностроения во Всесоюзном социалистическом соревновании, тогда же он получил первую денежную премию и переходящее Красное Знамя. А в 1959 году завод уже выпускал по 2000 прессов в год. Продукция безотказно работала в 42 странах мира. В 2016-ом производство отметило своё 80-летие. А потом начались задержки заработной платы работникам, сокращение штата… Предприятие обанкротили. Завод буквально разобрали по кирпичикам…
В 2017 году новостные порталы пестрели заголовками о прокурорских проверках на пришедшем в упадок «Металлисте». Проверки касались невыплаты зарплаты сотрудникам предприятия. Рабочие бастовали, как более 100 лет назад, а бывшее руководство обещало: завод выполняет плановый заказ, как только он будет сделан, рассчитаемся. В результате проверки выяснилось: задолженность перед тружениками составляет около 2,5 миллионов рублей. Всплывали и другие интересные факты, например: оборотные средства «Металлиста» с апреля по август 2017 года согласно ведомостям составляли 93 миллиона. То есть деньги для выплаты были, но уходили они, видимо, в другом направлении… Последовало возбуждение уголовного дела в отношении руководства. Теперь землю, на котором находятся останки завода, выставили на аукцион...
Таковы «достижения» нынешней власти. И если посмотреть на весь «сценарий» гибели завода «Металлист», картина открывает весь ужас нашей действительности. Получается, именно с подачи государства или хладнокровного его равнодушия исчез, умер, прекратил существование одни из российских лидеров отечественного машиностроения.
Кому из «денежных мешков» понадобилось уничтожение замечательного завода и гордости нашей области? Время покажет. Оно вбирает в себя все имена, события и факты. Пока нажива и капитал победили, но так было не всегда.
В декабре 2018 года решением Арбитражного суда Оренбургской области АО «Завод гидравлических прессов «Металлист»»признано банкротом. Сухо и беспристрастно буржуазная власть всех уровней взирала на стремительное двухлетнее восхождение ценного российского производства к погибели. Так же беспристрастно был повешен на предприятие ярлык – банкрот. А мне всё кажется, что банкротами являются не убиенные фабрики и заводы, славная память о которых остаётся жива, но власть-предержащие, из раза в раз доказывающие свою несостоятельность.
СПРАВКА: С 1942 по 1945 годы заводом выпущено более 700 прессов (это было высоким показателем для того времени), 220 гидравлических насосов, гидроагрегатов, 1500 тонн чугунного литья и другой продукции. По итогам труда за январь 1944 года среди коллективов управления в машиностроении завод «Металлист» занял первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании, за что ему было вручено переходящее Красное Знамя и первая денежная премия. В наши дни основной продукцией этого производства были востребованные по всему миру пресса гидравлические, основания ортопедические, выпускали даже школьную мебель и многое другое. И всё это было у нас под боком, в Оренбурге. Заводская продукция гидравлических прессов поставлялась во все регионы РФ, вывозилась на экспорт в 42 страны ближнего и дальнего зарубежья.