Кому не знакома картина когда в людных местах: возле входа в метро, в пешеходных переходах, на станциях пригородных электричек, стоят, или сидят старушки и чем-то торгуют. Понятно, что делают они это, зачастую, на собственный страх и риск быть оштрафованными полицией за нарушение установленных порядков торговли. Скорее всего, они и порядков-то этих установленных не знают. Да и полиция, как мне кажется, не очень-то лютует на их счёт – просто сгоняет с места, не доводя дела до составления протоколов о правонарушениях. Всегда стараюсь у таких старушек что-то купить, даже если мне это совсем и не нужно. Мне кажется, что таким образом, не унижая их человеческого достоинства, я помогаю им выжить.
Ясно же, что не от скуки и не от жажды наживы выходят они к людям, предлагая вязаные носочки, цветы, зелень, или яблоки со своего участка. Это способ выживания, и возможно для некоторых из них, единственная возможность хоть как-то себя прокормить.
Для меня в вопросе об отношении к этим старушкам есть нечто такое, напрямую связанное с совестью, что позволяет безошибочно определять кто есть кто и чего кто стоит. Уверен, что такому моему убеждению найдётся что возразить; знаю, что далеко не все старушки одинаковые; знаю, что можно отыскать множество аргументов в пух и прах разбить этот мой тезис, но не смотря на это остаюсь при мнении, что долг человеколюбия обязывает всех, кто может, оказывать помощь старшим и слабым. Кто может, но не делает этого, для меня ущербные и бездушные люди.
А те администраторы территорий, которые сверх меры заботятся о видимости порядка и дают распоряжения разгонять и штрафовать старушек из переходов, на мой взгляд поступают скверно, не по человечески.
17 июня 2020 г.