Найти тему
Дмитрий Банчуков

Что делать, если вы решили открыть онлайн-школу?

Всё ок, не переживайте
Всё ок, не переживайте

В условиях карантина люди стали проводить много времени в интернете. Причем независимо от возраста. Борьба за внимание покупателей активно развивается в онлайне. Сейчас очень благоприятное время для запуска собственной онлайн школы.

Онлайн школа – бизнес на рынке образовательных услуг. Это перспективное направление стартовало в России в 2013 году и до сих пор некоторые ниши остаются свободными, а главным приоритетом в развитии считается предоставление качественного контента. Сейчас в основном рынок сформирован за счет инфобизнеса, но также раскручиваются образовательные платформы для школьников и студентов.

Поэтому если у вас есть знания и опыт, то открытие школы в интернете станет для вас удачным бизнес-проектом. Потому что здесь есть свои очевидные плюсы для покупателей. Они могут учиться

● из любой точки мира;

● в удобное время;

● самостоятельно определяя маршрут обучения;

● выбирая среди преподавателей и качества контента;

● по цене, которая их устраивает.

Рынок онлайн обучения за счет своих преимуществ может быть конкурентоспособным рынку оффлайн образования.

Что нужно для открытия онлайн школы? Давайте вместе пройдем путь от создания бизнес-идеи и до реализации образовательного проекта.

1. Придумаем бизнес-идею;

2. Расскажем, зачем нужен анализ рынка;

3. Объясним, как сформировать концепцию;

4. Покажем, какие специалисты нужны для создания образовательного проекта;

5. Разберем продуктовую линейку;

6. Опишем каналы продвижения;

7. Соберем все расходы, чтобы рассчитать необходимый бюджет;

8. Предложим варианты монетизации и расчет цены для продажи онлайн-курсов.

Теперь обо всем этом подробнее. Но прежде нужно определиться с тем, какую образовательную услугу Вы будете оказывать.

Пам-пам.
Пам-пам.

Направления для создания онлайн-курсов.

  • Как управляться с детьми до года
  • Развивающие занятия для детей
  • Хобби для всех категорий аудитории
  • Помощь в получении знаний начального образования
  • Помощь в получении знаний среднего образования
  • Помощь в получении знаний профессионального образования
  • Подготовка к школе

1. Создаем бизнес-идею.

Бизнес-идея должна отвечать на вопрос: какой вид деятельности будет приносить мне деньги?

Рынок образовательных услуг богат и разнообразен. Для него характерна обширная многоуровневая аудитория и направления обучающих программ.

Аудитория

  • Новоиспечённые родители с младенцами
  • Дети до 3х лет
  • Дошкольники
  • Школьники
  • Студенты
  • Взрослые до старости
Расхождение темы курса и потребностей аудитории
Расхождение темы курса и потребностей аудитории

Из всего этого многообразия нужно придумать, кого и чему Вы планируете учить.

Выпишите сферы деятельности, которые Вам интересны, где Вы эксперт или детскую мечту. Подумайте, какими навыками и опытом вы можете поделиться с миром?

Например, Вы умеете фотографировать. Тогда можно создать онлайн курс по фотографии: учить других делать фото, обрабатывать их и тому подобное.

Определите, чему Вы хотите обучать и сформулируйте бизнес-идею.

Следующий шаг – оцениваем окружающую среду.

2. Анализируем рынок.

Уделите этому этапу особое внимание. Вы сможете обдуманнее принимать решения и правильно оценивать риски при выводе товара на рынок. Для этого нужно изучить:

  • Рынок покупателя;
  • Рынок конкурентов.

Анализ рынка покупателя сформирует портрет аудитории, с которой Вы впоследствии будете контактировать: разрабатывать стратегию позиционирования и коммуникации.

Также для целевой аудитории Вам нужно донести в чем Ваша ценность? Что Вы можете предложить уникального, отличного от других школ?

Именно так мы реагируем на подобное "УТП"
Именно так мы реагируем на подобное "УТП"

Чтобы проанализировать конкурентов, ответьте на вопросы:

1. Какие аналогичные, близкие по смыслу услуги есть на рынке?

2. Сколько конкурентов?

3. Как они позиционируют себя, какие у них цены, коммуникационная стратегия?

И запишите ответы в таблице.

Примерная форма для анализа конкурентов
Примерная форма для анализа конкурентов

Анализ и мониторинг окружающей среды помогает быть в курсе тенденций и перспектив, а также определяет динамику развития рынка.

Оцените рынок, на котором Вы планируете работать. Составьте портрет целевой аудитории. Выделите свои преимущества относительно конкурентов.

Дальнейшие этапы участвуют в разработке бизнес-модели.

1. Определяем концепцию

Для развития своего бизнеса и идеи создавайте концепцию. Она как вектор направляет усилия менеджмента на достижение стратегических целей.

Для этого ответьте на вопросы:

  • Зачем Вы открываете онлайн школу?
  • Какие цели Вы преследуете?
  • Какие шаги Вы будете предпринимать, чтобы достигнуть желаемого?

Концепция должна связать в единое целое обучающие программы, аудиторию, сотрудников компании с поставленной целью. Продумайте свое послание, ценность и позиционирование.

Определите показатели деятельности, по которым сможете оценить эффективность проводимых мероприятий. И разработайте три варианта развития событий: плохой, оптимальный и наилучший. И то, как при каждом из них вы будете действовать.

Такой план помогает держать курс и быть готовым к любым ситуациям.

Разработайте стратегию развития бизнес-идеи.

Теперь нужно подумать о людях, которые будут с вами на этом пути.

2. Создаем команду

Очень важно найти помощников и единомышленников, которые будут выполнять свои задачи и функции для реализации идеи. Успех работы предприятия – слаженный коллектив, который станет вашим преимуществом.

Рассмотрим примерный список должностей

Примерный список должностей
Примерный список должностей

Для начала нужно определиться, какую роль в этом спектакле играете Вы? А дальше уже искать нужных людей.

Возможно, вначале кто-то не понадобится или Вы сможете делать эту работу самостоятельно. Но, как известно, взять все функции на себя бывает достаточно сложно. Хотя все зависит от объемов работы и вашей личной трудоспособности и времени.

Определите, какие специалисты понадобятся для реализации проекта.

Теперь перейдем к разработке обучающих программ

3. Формируем продуктовую линейку.

Образовательный продукт – набор теоретических и практических знаний, который в совокупности позволит обучающемуся решать какие-то задачи.

Организовать уроки и коммуникацию с учениками можно разными способами. Каждый из них имеет свои особенности. Для начала выберите формат уроков. В каком виде вы будете проводить обучение.

Формат уроков для организации онлайн-курса
Формат уроков для организации онлайн-курса

Также определитесь какие системы Вы будете использовать для организации учебного процесса. Вам потребуется:

  • e-mail-рассылка;
  • платформа для размещения учебных материалов с нужным функционалом: видео, чаты и т.п.
  • CRM система;
  • сервисы для приема платежей.

Мы остановимся на сервисах, которые предназначены для проведения уроков.

1) Социальные сети

Вы можете создавать закрытые группы в ВКонтакте и Facebook. В них можно активно общаться, выкладывать текстовые файлы, проводить онлайн-трансляции. Если необходимо сделать запись видеоматериалов, то воспользуйтесь Youtube, Vimeo.

2) Сайт

На сайте можно размещать обучающие материалы, заполнять формы, оплачивать заказы, делать рассылки. Если какого-то функционала не достаёт, подключите плагины.

3) Вебинарные комнаты

Проводить уроки в формате видеоконференций удобно через вебинарные комнаты.

4) Специализированные образовательные площадки или платформы

Такие площадки дают возможность создавать онлайн-школу без дополнительных хлопот: оформить курс, пригласить слушателей, настроить рекламу, делать продающие лендинги. Таких платформ много, остаётся только выбрать подходящий вариант.

5) Мобильные приложения

В них также можно заливать видео, проверять домашние задания, отслеживать успеваемость, делать аналитику по освоению учебных программ. Но использовать их можно только на мобильном устройстве.

Продумайте формат уроков и выберете ресурсы, которые организуют онлайн обучение.

Почти все готово для открытия онлайн школы. Осталось только рассказать об этом миру.

Должны. Узнать. Все.
Должны. Узнать. Все.

4. Продумываем каналы продвижения.

Как ваша аудитория узнает об открытии онлайн школы? Какие выбрать каналы для привлечения лидов?

Самый простой способ работать с разогретой аудиторией. Если у вас есть блог, сообщество, свой канал, то начинать рекламировать уроки можно там. Для этого нужно:

● Сделать анонс в сообществе с приглашением участия;

● По контактным данным делать рассылку;

● Настроить рекламу;

● SEO.

Если Вы будете сотрудничать с образовательными платформами, то они помогают в организации рекламной кампании. У них есть рассылка, уведомления, конструкторы продающих лендингов.

Выбор канала продвижения зависит от используемых в обучении сервисов и бюджета компании.

Выберите каналы продвижения и составьте план по контент-маркетингу.

Теперь можно посчитать, во сколько обойдется запуск онлайн школы.

5. Оцениваем требуемый бюджет

Вот теперь Вы знаете все предстоящие расходы. И можете посчитать, сколько Вам понадобится денег для реализации бизнес-идеи. Сделайте список расходов.

Вариант оформления оценки требуемого бюджета
Вариант оформления оценки требуемого бюджета

Не пугайтесь той цифры, которую Вы увидите.

Если у вас нет денег на реализацию стартапа, то можно попросить финансовую помощь. Кто вам может помочь:

1. Государство

Государство оказывает финансовую помощь будущим предпринимателям. Для этого нужно обратиться в службу занятости и встать на учет в качестве безработного. Остальные подробности можно узнать на месте.

2. Обратитесь за помощью к акселераторам.

Возможно, ваша идея и бизнес-план понравятся инвесторам.

3. Участвуйте в конкурсах на получение гранта.

Каждый год в группе Сколково проходит конкурс стартапов. Можно зайти на сайт и ознакомиться с условиями.

Последний этап посвящается плану продаж онлайн-курсов.

1. Устанавливаем цену и определяем способы монетизации

На последнем этапе рассчитайте цены. Они не должны быть ниже себестоимости, которую мы уже рассчитали в предыдущем пункте. Но главное, чтобы Вы понимали, какая цена будет оптимальной для покупателя и для получения прибыли. Также проанализируйте цены конкурентов. Эти данные можно занести в таблицу.

Пример таблицы для данных анализа цен
Пример таблицы для данных анализа цен

2. Дальше выберите способы монетизации проекта. Как вы будете зарабатывать деньги?

Для рынка образовательных услуг это:

  • Продажа электронных курсов
  • Продажа роликов, вебинаров
  • Продажа подписки
  • Продажа сертификатов при бесплатном предоставлении курса
  • Продажа дополнительных услуг – консультации, проверка заданий
Вы должны продумать и составить план продаж.

Перед запуском онлайн-школы сделайте пилотный проект. Протестируйте обучающий курс. Пройдите весь путь покупки программы: от способов приглашения и узнавания о курсе до покупки и прохождения обучения.

Если у вас не возникло никаких проблем, то значит все готово. В любом случае все можно доработать в процессе.

Ещё пару важных моментов: познакомьтесь с законодательством РФ по этой теме. Основные законы, которыми Вам нужны:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Так как деятельность в области образования подлежит лицензированию. Уточните нужно ли Вам получить ее для обучения. И в каких случаях она не требуется.

  • Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

Для рассылки клиентам персонализированных сообщений Вы обязаны получить от них на это согласие. Также полученные персональные данные Вы обязаны защищать и не передавать третьим лицам.

  • Глава 70, 71 Гражданского кодекса РФ об авторском праве и смежных правах.

Так как вы работаете с информацией, создаёте авторские продукты или может используете чужие труды, то нужно знать, как авторское право охраняется законом.

Коротко о главном

Мы рассказали Вам как с помощью 8 этапов открыть онлайн школу с нуля. Они могут лечь в основу бизнес-плана по созданию образовательного проекта или любого тренинга. Продажа обучающих программ в онлайне потребует от Вас навыков преподавания, управления бизнесом и понимания работы интернет-маркетинга. Дерзайте, желаем удачи.