- Восточные славяне привыкли отмечать этот день в ночь с 6 на 7 июля, по старому стилю, день приходился на 24 июня, что весьма близко ко Дню летнего солнцестояния, почитаемого во многих культурах.
- Любите искусство! Подписывайтесь на наш канал и читайте простые, короткие и интересные статьи о самых разных идеях мира искусства!
Восточные славяне привыкли отмечать этот день в ночь с 6 на 7 июля, по старому стилю, день приходился на 24 июня, что весьма близко ко Дню летнего солнцестояния, почитаемого во многих культурах.
Но у нас, в славянской мифологии и праздничной ритуалистике появилась своя, совершенно особенная атмосфера некоей гоголевской сказки о гадающих девицах и венках на воде. Все это красочно передано в живописи, как русских классиков, так и современников.
Как и любой религиозный праздник (с языческими корнями в данном случае), День Ивана Купалы имел собственные обряды и традиции: прыгание через костер, женские круги (хороводы), плетение венков из летних полевых цветов и, конечно, попытки угадать свою судьбу через многочисленные гадания.
В художественных произведения это – любимы сюжет, когда вереница нарядных гадающих девушек спускаются к воде с венками в руках. Иногда в венки вставлялась горящая свеча.
С присущей любовью к деталям природы, силуэтам деревьев и красивому свету, Генрих Семирадский пишет картину «Ночь на Ивана Купала». Сюжет традиционен: молодежь (скорее всего, малоросская) собралась на берегу реки, освещенной ярким лунным светом.
Всех присутствующих освещает теплое сияние костра, через который готовится прыгнуть девушка. Самого огня нам не видно, только выступающие темные силуэты героев на его фоне.
Такую же сцену ритуала с костром показывает русский художник 19 века Иван Соколов. Его праздничное действие уже набрало обороты, чувствуется нечто исступленное, экстатическое в ликовании толпы, в возбужденных лицах молодых девушек, пролетающих над пламенем.
Пожалуй, интерес к славянскому празднику не утихает и в настоящее время, довольно много авторов берут темы фольклора для своих картин. Недосягаемые мистерии языческих культов привлекают творческих личностей.
При этом, художники возвращаются именно в ту древнерусскую эпоху, когда обряды и поклонение духам природы имели наивысший смысл. Стараются они соблюдать и историческую точность, в прорисовке нарядов, например.
А если вам нравится тема славянских обычаев и аутентичной культуры, советуем обратить внимание на материалы:
Ночь перед Рождеством: атмосфера Гоголевской сказки в живописи разных авторов.
Как выбирали жену для князя: древнерусские смотрины в живописи.