Произошедший этой зимой конфликт между казахами и дунганами в Жамбылской области Казахстана привлек внимание к ситуации вокруг взаимоотношений этносов. А историков к старой проблеме миграции из Китая и в Китай.
Традиционно считается, что в Казахстан в конце 19 века после неудачного восстания против империи Цин переселились только мусульмане уйгуры и дунгане.
Но первыми переселенцами как раз таки были не мусульмане, а их противники, которые бежали от погромов во время антицинского восстания 60-х годов 19 века.
Современник данных событий писал: «Пограничные к нашим пределам китайцы и калмыки убежали в Киргизскую степь Сибирского ведомства, где, проскитавшись более двух месяцев, истощенные и изнуренные, в рубище и лохмотьях, с растреснувшею кожей от жару, поту и пыли, с начала весны стали прибывать в станицы и передовые посты в Копальском и Алатавском округах...» - Дацышен, В. Формирование китайской общины в Российской империи (вторая половина XIX в.)
Позднее к оседлому русскому населению этих округов прикочевали более зажиточные калмыки со скотом. В первую волну вышло в Россию около 5 тыс. человек. Всего в 1865-1866 годы в Семиречье переселилось более 15 тысяч беженцев - монография В.Тумайкиной ВОПРОС О КИТАЙСКИХ ЭМИГРАНТАХ, ПРИШЕДШИХ НА ТЕРРИТОРИЮ СЕМИРЕЧЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В
Калмыки легко адаптировались к Семиречью, так как раньше они здесь уже жили (до того как их выбили казахи в середине 18 века), а вот китайцам пришлось тяжело. Они не имели никаких навыков кочевого скотоводства, распространенного в Семиречье и поэтому страдали от голода. Их обеспечение взял на себя специальный российский "Комитет по призрению китайских подданых".
Российская администрация в лице губернатора Семиреченского края Г.А.Колпаковского была заинтересована в том, чтобы разбавить местное мусульманское население не мусульманским. Кроме того, она надеялась на то, что китайцы смогут наладить земледелие в животноводческом регионе.
Следует отметить, что половину перебежчиков составляли китаизированные солоны (эвенки) и дауры (монголы), служившие в качестве имперских охранных войск в Восточном Туркестане.
В Семиречье китайцы вели себя тихо. Они получили земельные наделы и помощь от русской администрации в обмен на обещание сдавать излишки овощей и хлеба на нужды пограничной охраны. Постепенно они расселились по всему краю с концентрацией в Копальском и Тургеньском уездах.
С казахами и русскими у них конфликтов не было, так как первых они опасались из-за того, что их родня в Восточном Туркестане уже ограбила их (но не убивала как уйгуры и дунгане) в период антиманьчжурского восстания (китайцы надеялись вернуть свое имущество,что отчасти потом и произошло). А от русских они получали всемерную помощь и поддержку.
С кем конфликтовали китайцы, так это с семиреченскими казаками!
После занятия русскими в июне 1871 года Илийского края с центром Кульджой китайцы и калмыки начали постепенно переселяться в приграничье, уже не опасаясь нападений дунган и таранчей (уйгуров).
Именно в этот период у китайцев начались конфликты с семиреченскими казаками, выпасы которых они скорее всего стали занимать под пахотные земли.
Используя эти конфликты как факты ущемления китайцы начали сбегать обратно в Восточный Туркестан, где уже были подавлены антиманьчжурские восстания.
В газете «Восточное обозрение» отмечено, что весной 1883 г. бежала в Китай из Сарканской станицы Семипалатинской области 51 семья (около 200 человек) сибо и калмыков. Р. Закржевский писал, что в 1885 г. около 60 семей, преимущественно сибо, бежали разными путями в Китай. Среди них и зажиточные, даже церковный староста, в качестве причин бегства называли долговую кабалу и неприязненные отношения с русскими казаками.
Но многие китайские подданые остались в Казахстане и затем широко расселились по всей территории нашей республики. Даже в моей родной Кызылорде в советское время жило много китайцев, которые были потомками тех перебежчиков конца 19 века.