Анастасия Николаевна Романова — четвёртая дочь императора Николая II, великая княжна, которую расстреляли вместе с семьёй.
Характер у Анастасии был озорной, непослушный. Ей была свойственна находчивость. Михаил Дитерихс, участник расследования убийства царской семьи свидетельствовал:
Великая княжна Анастасия Николаевна, несмотря на свои семнадцать лет, была ещё совершенным ребёнком. Такое впечатление она производила главным образом своей внешностью и своим весёлым характером.
Сразу же после расстрела семьи стали распространяться слухи среди русских эмигрантов о спасении Анастасии, появились так называемые лже-Анастасии, претендующие на имя княжны (их было более 30!). Масла в огонь подливали и очевидцы спасения, например, мужчина, проживавший напротив Ипатьевского дома, утверждал, что княжна сумела убежать.
Самым громким стало дело Анны Андерсон. Она, после неудачной попытки "суицида" (падение с моста в воду с небольшой высоты), объявила себя Анастасией. Свой поступок она объяснила так:
Можете вы понять, что значит вдруг осознать, что все потеряно и ты одна на свете? Можете вы понять, почему я сделала то, что сделала? Я не понимала, что я делала.
Следствие расценило поступок Анны Андерсон и её показания как сумасшествие и вскоре её доставили в больницу для бедных, затем в психиатрическую клинику. Попытались установить её настоящее имя, но безуспешно: в документах значилось фройляйн Унбекант (нем.: неизвестная). По восточному акценту предположили, что она "русская беженка", хотя понимание Унбекант русского языка оспаривается.
К ней в течение многих лет приглашали знакомых и родственников Романовых, пытаясь докопаться до истины, но та очевидных доказательств, что она является дочерью Николая, не предоставила.
Всё же, некоторым доказательством служит наличие у обеих (Анастасии и Унбекант) характерного искривления больших пальцев ног, достаточно редко встречающегося у молодых женщин.
Однако среди аргументов в опровержение есть более веские: "чудом выжившая" княжна не говорила на русском (объясняя это шоком от ареста и расстрела), а также странным образом успела хорошо выучить немецкий, который до расстрела едва знала. Несомненным остаётся тот факт, что Унбекант страдала неким психическим расстройством.
В течение 50 лет Анна Андерсон безуспешно стремилась доказать царское происхождение. Она умерла в возрасте 82 лет.
Проведённые экспертизы останков царской семь также не дали однозначных результатов. Группа генетиков, принимавших участие в ДНК-тестах, заявила в 2009 году:
Следует отметить, что получившие широкую огласку прения о том, останки Марии или Анастасии найдены во втором захоронении, не могут быть урегулированы на основе результатов проведенного ДНК-анализа. В отсутствие спецификации данных ДНК каждой из сестер мы можем окончательно идентифицировать только Алексея — только сына Николая и Александры.
История Анны Андерсон продолжает оставаться загадкой...
Понравилась статья? Подпишитесь на "Иксторию" — история искусства и искусство истории.