Найти тему

Добро должно быть с кулаками?

Наталия Алексеева. Фото: Антон тут рядом/Вк
Наталия Алексеева. Фото: Антон тут рядом/Вк

Несколько дней назад по соцсетям стало стремительно распространяться фото хрупкой молодой женщины со ссадиной на переносице. Пояснительный текст гласил:

«В Петербурге избили сотрудницу реабилитационного центра «Антон тут рядом» Наталию Алексееву. Женщина гуляла с одной из подопечных центра, прикованной к инвалидной коляске. Завозя ее в подъезд, Алексеева случайно поцарапала коляской входную дверь. Это привело в гнев местных жителей, которые начали оскорблять Наталию и ее подопечную Мадину. Жильцам дома давно не нравится, что «Антон тут рядом» снимает в подъезде квартиру для больных людей. Один из возмущенных жителей ударил Алексееву, разбив ей нос и сломав очки».

Первая реакция на сообщение – возмущение: «Опять?» Думаю, многие помнят серию скандалов в Москве, когда жители нескольких домов возмущались тем, что благотворительные фонды снимают квартиры для семей с детьми, приехавших в столицу на длительное лечение от онкологии. Тогда их возмущение удалось пригасить лишь после вмешательства СМИ и прокуратуры, пригрозившей зачинщикам репрессивными мерами.

Здесь – ситуация похожая. Два фонда, «Антон тут рядом» и «Перспективы», решили на время пандемии расселить подопечных психоневрологического интерната по квартирам, чтобы минимизировать риск заражения коронавирусом. Так делали, к слову, по всей стране.

Но позже появились подробности, которые сделали эту ситуацию неоднозначной. И главная из них – расположение квартиры.

Дело в том, что она находится на 3 этаже пятиэтажки без лифта. Судя по видео, снятому корреспондентом НТВ, лестничные площадки очень тесные, так что задеть коляской дверь или стенку проще простого. Кстати, задела Наталия не входную дверь, а дверь квартиры на 2 этаже, прямо под той, где жили подопечные фонда.

Возмущенная реакция соседей объясняется не только этим случаем. Новые жильцы сверху, 5 подопечных ПНИ, оказались не самыми тихими. Косвенно это подтверждают и сотрудники фондов. «Люди с ментальной инвалидностью могут создавать проблемы, они могут шуметь, они могут быть очень неудобными соседями, но они имеют право жить так же, как живем все мы. Они не алкоголики, которые устраивают дебоши по ночам. Они люди, у которых есть определенные нарушения. Есть закон о тишине. Если кто-то из соседей нарушает этот закон, есть реальные рычаги – вызвать полицию и разобраться», – сказала директор по внешним связям фонда «Перспективы» Светлана Мамонова.

Разумеется, было бы правильнее, если бы недовольные соседи написали жалобу в соответствующие органы и в суде попытались доказать свою правоту. Но кто будет ждать суда, если накипело – сейчас? Да и где тот суд, который разбирает недовольство обитателей человейников друг другом? Здесь правят другие законы и другое право – право сильного…

Именно им и воспользовался сосед снизу, Владимир Соловьев, который ударил Наталию Алексееву по лицу. Позже он утверждал, что девушка начала первой и даже одним ударом выбила ему два зуба. Но поверить в это сложно… Впрочем, дело уже взяли под свой контроль представители ОНФ. Будем надеяться, что с их помощью удастся понять, что же на самом деле произошло в этом случае.

Но останется другой вопрос: как сделать, чтобы такие эпизоды больше не повторялись? В стране начата реформа ПНИ, в ходе которой часть их постояльцев планируется вывести на сопровождаемое проживание. Ширится и движение родителей инвалидов с детства, которые стремятся обеспечить своим выросшим детям комфортные условия проживания в квартирах, а не в интернатах. А, значит, «неудобных» соседей в многоэтажках будет появляться все больше.

На мой взгляд, одним из условий должен стать более ответственный подбор организациями помещений для своей деятельности. Трудно понять, кому пришла в голову мысль разместить колясочника (и, по некоторым данным, не одного!) на 3 этаже без лифта. Должны быть определенные требования и к звукоизоляции, раз уж планируется проживание «шумных» подопечных.

И главное: нужна активная разъяснительная работа с жителями дома, в первую очередь – с ближайшими соседями. Причем вестись она должна до появления нештатных ситуаций. В некоторых сообщениях говорилось чуть ли не о взятии сотрудниками фондов квартиры и жильцов под неформальную охрану… Вот этого – точно не должно быть! «Добро с кулаками» в этом случае – явно не лучший выбор! Такой стиль жизни – не для слабонервных. Недаром сотрудники фонда рассказали, что колясочница Мадина после инцидента попросилась обратно в интернат…

Если мы (общество) хотим, чтобы люди с ментальными и иными особенностями жили в более комфортных условиях, чем в ПНИ, то для начала надо обеспечить эти условия – и им, и тем, кто окажется рядом.