Они действительно были звездами Серебряного века. Да, они тоже любили погулять, пококетничать, попить вина. Но при этом они великолепно рисовали, писали замечательные #стихи, мастерили кукол, блестяще танцевали, играли в антрепризах, пели.
А ну-ка, девушки! А ну, красавицы!
В Советском Союзе был такой телевизионный конкурс «А ну-ка, девушки», где участницы соревновались в различных формах профессионального мастерства.
Если представить, что дамы 1913 года соревнуются с дамами 2020-го, команда мечты - «1913» просто уничтожила бы современных «инстаграмщиц» с надутыми губами. Условные (никого не хочу не обидеть!) Собчак, Боня, Ивлеева и Бузова в одну калитку «слили» бы гипотетическое состязание Ольге Глебовой-Судейкиной, Анне Ахматовой, Саломее Андрониковой и Палладе Богдановой-Бельской.
Я включил в "Dream Team -1913" этих четырех дам, опираясь на строки известного тусовщика того времени Георгия Иванова, которому предстояло стать одним из лучших поэтов русской эмиграции, где он и напишет эти стихи:
Январский день. На берегах Невы
Несётся ветер, разрушеньем вея.
Где Олечка Судейкина, увы,
Ахматова, Паллада, Саломея?..
Все, кто блистал в тринадцатом году —
Лишь призраки на петербургском льду…
Ольга Глебова-Судейкина
Лицом Серебряного века для меня является умница и красавица Ольга Афанасьевна Глебова-Судейкина, которая сама стихов не писала, но увлеченно переводила французов Бодлера и Верлена, великолепно танцевала, играла на сценах Александринки и театра Комиссаржевской, профессионально мастерила кукол, а, главное, была искренней подругой и музой поэтов, художников и музыкантов.
Род Глебовых берет начало в древнем Ярославле. Родившись в #Санкт-Петербург е, Ольга была воспитана на христианских ценностях, любви к истории, искусству и культуре родной страны, неприятии гомофобии (что тоже немаловажно).
Узнав, что ее муж художник Сергей Судейкин «балуется» с голубым ловеласом и талантливым поэтом Михаилом Кузминым, она не побоялась устроить скандал, высказав свое категорическое «фи» этому процессу.
Недолгим был ее роман и с корнетом Владиславом Князевым, который также позволял себе романы с мужчинами, что было для Ольги неприемлемо. Князев застрелился, а Судейкин не простил жене-красавице столь строптивого норова, но Ольга Афанасьевна могла себя обеспечить, выступая на сценах театров (играла антрепризы, в том числе и у Веры Комиссаржевской), профессионально танцуя, делая на заказ интересных кукол.
В эмиграции именно #куклы, раскупаемые понимающими толк в искусстве французами, помогали ей выживать.
Куклы и птицы, жившие в ее маленькой парижской квартирке, которых она безумно любила и умела общаться с ними.
Анна Ахматова
Блестящий поэт и красивая женщина с сильным характером, Анна Андреевна не только дружила с Ольгой Глебовой.
Какое-то время дамы даже жили в одной квартире. В «Поэме без героя», много лет шлифуемой Ахматовой, главный герой (точнее, героиня) все-таки есть – это Ольга Глебова-Судейкина.
Ты в Россию пришла ниоткуда,
О, мое белокурое чудо,
Коломбина десятых годов!
Что глядишь ты так смутно и зорко? --
Петербургская кукла, актерка,
Ты, один из моих двойников.
К прочим титулам надо и этот
Приписать. О, подруга поэтов!
Я - наследница славы твоей.
Чтобы великая #Ахматова признавалась в наследовании славы – это дорогого стоит!
Саломея Андроникова
Дружила Ахматова и с Саломеей Андрониковой, которая в 1915-1917 годах организовала блестящий литературный салон, в который стремились попасть многие замечательные поэты того времени.
Как пишет Тэффи: «Украшением вечеров была Саломея Андроникова, не писательница, не поэтесса, не актриса, не балерина и не певица. Но она умела слушать и говорить». Саломее посвящали стихи лучшие поэты, ее портреты рисовали знаменитые художники.
В Париже она выпустит книгу кулинарных рецептов, ставшую бестселлером. Талантливый человек талантлив во всем!
Паллада Богданова-Бельская
Паллада Олимпиевна Богданова-Бельская являла собой личность колоритнейшую и экстравагантную. О ее любвеобильности слагались легенды.
Двери её квартиры в любое время суток были распахнуты для самой экстравагантной компании. Количество любовников просто зашкаливало. Анна Ахматова вспоминала, что Паллада, рассказывая о каких-то прошлых событиях, спрашивала у неё: «…А ты не помнишь, Анна, с кем я тогда жила?». Уж на что Игорь-Северянин ценил любовное безрассудство, но его строки из сонета-посвящения Палладе говорят сами за себя.
Она была худа, как смертный грех,
И так несбыточно миниатюрна...
Я помню только рот её и мех,
Скрывавший всю и вздрагивавший бурно.
Смех, точно кашель. Кашель, точно смех.
И этот рот - бессчётных прахов урна....
Из многочисленных романов вытекали и многочисленные замужества. Паллада меняла фамилии как перчатки, не говоря уже о мужчинах. Но при этом, она успевала и литературный салон держать, и стихи писать, и даже издать эти стихи (среди которых есть весьма достойные!) в сборнике «Амулеты».
Команда-2020
В нее можно включить Ольгу Бузову, Ксюшу Собчак, Настю Ивлееву, ну и еще одну Настю - Волочкову. От ТВ-див до балетных мастериц. Спектр широкий. Как и у соперниц веком ранее. Только у наших современниц мы обнаружим иные ценности.
Увеличить число подписчиков в #инстаграм е, публикуя ретушированные снимки в «мини-бикини» или на шпагате в бане, затусить с футболистами или чудаками, отбивающими малосвязный речитатив, устроить скандальчик для привлечения к себе внимания…
Мне думается, наших современниц их соперницы начала 20 века вынесут "в одну калитку".
А вы как считаете?