Найти тему
Первые впечатления

Новый взгляд на «I Want tо Break Free»

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение или любое использование текста без предварительного согласия правообладателя.

В 1984 году британская группа Queen сняла видео, которому было суждено войти в историю. Речь идет об «I Want tо Break Free» режиссера Дэвида Мэллита. И в этой статье мы не только вспомним историю создания клипа, но и узнаем о том, какие традиции английской культуры повлияли на его творческую историю.

Принято считать, что идею видео, в котором музыканты появляются в женской одежде, предложил Роджер Тейлор (по другой версии это сделала его подруга Доминик Бейранд). Такую идею нельзя назвать новой, так как в британской культуре довольно часто можно встретить сюжеты с переодеваниями. Например, можно вспомнить пьесы Шекспира, где никогда до конца не понятно, какого пола окажется человек, участвующий в действии.

Музыканты во время съемок "I Want tо Break Free"
Музыканты во время съемок "I Want tо Break Free"

На теме с переодеванием строится и комедия «Тетушка Чарли» (анг. Charley's Aunt) Брэндона Томаса (1892).

Вероятно, свою роль сыграла и рождественская традиция, когда английские актеры примеряют на себя образ старухи. Пожилая дама может принадлежать к высшему свету, и тогда в её образ добавляют манерность и жеманность, а также непримиримый консерватизм и надменность (Джон Инман). Британский актер Лес Доусон сыграл множество подобных ролей, но в его исполнении старые леди приобретали мужеподобные черты, что очень удачно смотрелось в комедиях.

Лес Доусон (слева) и Рой Барраклаф в постановке "Лес Доусон"
Лес Доусон (слева) и Рой Барраклаф в постановке "Лес Доусон"

Считается, что первым пожилую даму сыграл Джеймс Роджерс, исполнивший роль Вдовы Тванки в спектакле «Аладдин» в театре «Стрэнд» в 1861 году. Вдова Тванки в большинстве постановок оказывается хозяйкой китайской прачечной, что дает ей возможность высмеивать чужое нижнее белье – занятие, которое вот уже несколько столетий так любят англичане.

В следующий раз её сыграл известный викторианский актер Дан Лено в Королевском театре «Друри-Лейн» в 1890 году, при этом роль юноши в спектакле несколько лет исполняла актриса Мари Ллойд.

Артист кабаре Дуглас Бинг подарил своей зрелой героине Элизе в «Дике Уиттингтоне» (постановка оксфордского Нового театра 1924 года) чрезмерную манерность, приправленную тонким английским юмором. Он же придумал лозунг «Вульгарный, но британский» и постоянно пел очень смелые для того времени песни («Девушка, облокотившаяся о Пизанскую башню», «Старая русалка Милли», «Обольстительная Сара»).

Как мы видим, идею музыкантов Queen сыграть в своем новом клипе женских персонажей нельзя считать революционной для английской культуры. Некоторые музыканты это делали и до них, например, в 1966 году участники «Rolling Stones» примерили женские платья для обложки сингла «Have You Seen Your Mother, Baby, Standing in the Shadow?». Мик Джаггер даже как-то предположил, что у каждого англичанина есть особая предрасположенность к шуточному переодеванию в женщин.

Rolling Stones во время съемки для обложки сингла
Rolling Stones во время съемки для обложки сингла

По общей задумке, музыкантам Queen предстояло спародировать на экране некоторых женских персонажей из популярного британского телесериала «Улица Коронации». Вокалист Фредди Меркьюри стал эффектной брюнеткой, а Роджер Тейлор – очень милой школьницей. Типичную английскую домохозяйку сыграл Брайан Мэй, который появляется в кадре в ночной сорочке, бигудях и розовых тапках-зайцах, в то время как Джон Дикон примерил на себя роль суровой пожилой дамы.

Фредди Меркьюри в легендарном клипе
Фредди Меркьюри в легендарном клипе

«В прошлом мы отсняли несколько по-настоящему серьезных, эпических видеоклипов, поэтому мы решили немного развлечься. Мы хотели, чтобы зрители поняли, что мы не принимаем себя слишком всерьез, что мы не утратили способности смеяться над собой. Думаю, мы это доказали», - позже рассказывал Роджер Тейлор.

Создателям клипа было также важно подчеркнуть ключевую идею песни – стремление человека вырваться на свободу. Поэтому огромное значение придавали костюмам. Так, Фредди Меркьюри появлялся в кадре в розовой кофте и черной мини-юбке с разрезом, а для «милой школьницы» Тейлора нашли воздушную юбку, на которую в то время могла решиться далеко не каждая девушка. Все это контрастирует с героиней Мэя, которая, на первый взгляд, способна только мечтать о недостижимой свободе. Но в более серьезной оппозиции к героям находится пожилая леди, которую сыграл Джон Дикон. Она консервативна и подчеркнуто сдержанна, что лишний раз доказывает её темное закрытое платье.

Джон Дикон в роли пожилой дамы
Джон Дикон в роли пожилой дамы

И этот сюжет неплохо обыгрывает характерную двойственность британской ментальности: с одной стороны, англичане хранят верность своим обычаям и традициям, и всегда с большим сомнением встречают все новое. Но в то же время, среди них находятся герои, которые привносят в консервативный мир передовые идеи и взгляды.

«Я ужасно хотел нарядиться в женское платье! Разве больше никто не хочет? А тут это было в самый раз. Уверен, все думают, что это была моя идея, а вот и нет. Она родилась у Роджера, а остальные трое тут же вырядились в платья — никто и глазом моргнуть не успел», - признавался Фредди Меркьюри.

Съемки клипа
Съемки клипа

Но историческая преемственность не помогла клипу в Соединенных Штатах, где к тому времени еще не были распространены подобные гендерные превращения. В Англии же к этой идее отнеслись более благосклонно, закрепив за песней почетное 3-е место.

«Мне кажется, клип "I Want tо Break Free" удался благодаря своему комическому элементу, - говорил вокалист группы. — Это фарс. Не могу представить себе другое видео, где бы четыре главных героя разыграли самую настоящую комедию с переодеванием, как здесь. Queen зачастую выглядит очень серьезно, тогда как на самом деле в нас много иронии, которую люди порой не замечают… Это не было буквальной пародией на Coronation Street, мы просто взяли ту атмосферу.

Думаю, это одно из лучших видео на сегодняшний день. По правде говоря, я до сих пор хихикаю каждый раз, когда его смотрю, а смотрел я его уже тысячу раз».

Роджер Тейлор в образе современной школьницы
Роджер Тейлор в образе современной школьницы

Среди несомненных достоинств клипа можно отметить и сцены Меркьюри с Королевским балетом, когда музыкант примерил на себя образ фавна Нижинского. Хореограф Уэйн Иглинг позже вспоминал: «Фредди работал как настоящий профессионал, никогда не жаловался на вынужденные трудности. Я мог без стеснения указать ему на все недочеты в танце, чтобы он мог их быстро исправить. Фредди всегда с готовностью соглашался это сделать».

Фредди с солисткой Королевского балета
Фредди с солисткой Королевского балета

И во всем этом, возможно, и стоит искать секрет популярности клипа, когда его история становится жизнью артиста.