Serti Mystérieux или техника "невидимой оправы" - инновационная разработка, запатентованная в 1933 году ювелирным домом Van Cleef&Arpels. Благодаря этой технологии стало возможно закрепить драгоценные камни таким образом, чтобы металлическая основа ювелирного украшения визуально стала, практически, незаметной.
Serti Mystérieux - трудоёмка, сложна и требует невероятного мастерства от ювелира. Для использования этой технологии существуют определённые правила. Во-первых, драгоценные камни тщательно выбираются, предпочтение отдаётся тем из них, которые терпят длительную обработку, огранку и шлифовку. Рубины, сапфиры и бриллианты идеальны для невидимой оправы, а вот более "мягкие" изумруды из-за хрупкости редко делают компаньонами этим "крепким орешкам"!
Для достижения идеальной поверхности камням придают определённую форму, как правило, квадратную /огранка "квадрат"/ или прямоугольную /огранка "багет"/, обтачивают таким образом, чтобы они идеально соответствовали отведенным ячейкам.
В случае дефекта или иного изменения параметров камня его невозможно использовать, поскольку это приведет к образования зазора в драгоценном полотне ювелирного изделия, и, как итог, - к потере качества. Поэтому при работе с этой технологией происходит значительная (до 30%) выбраковка драгоценных камней на разной стадии работы.
Автором технологии невидимой оправы был Альфред Ланглуа. Мастерская этого парижского ювелира к 1930 - м годам сотрудничала только с Van Cleef&Arpels, поэтому в истории ювелирного дела чаще звучит не конкретное имя изобретателя, а компании, получившей официальный патент. Тем не менее именно Ланглуа детально разработал технику Serti Mysteriex, и вполне вероятно, что источником вдохновения была известная практика мозаичной выкладки. Но в отличии от мозаики, которая крепилась на поверхности и скреплялась цементирующими веществами, Ланглуа использовал металлическую сетчатую конструкцию с пазами, куда вставлялись камни с прорезанными на боковых гранях желобками. Идея похожего крепления камней витала в воздухе и параллельно разрабатывалась в других ювелирных домах, таких как Chaumet, Mauboussin, Boucheron и Cartier, но не была запатентована, используясь время от времени, тогда как Ланглуа поразил всех сложными динамичными формами и элегантностью ювелирных украшений.