Другие статьи этой серии:
В поисках острова Буян. Борисфен.
Рассвет и закат Борисфена
Остров Святого Эферия – транзитная станция пути «из варяг в греки»
Как казаки «Ада-остров» сделали «Березанью»
Остров Березань- крепость России, англо-французский карантин, могила лейтенанта Шмидта.
Опытный полигон Российской империи
Экспериментальный обстрел
Третья часть рассказа о полигоне на острове Березань, первая и вторая часть здесь: Опытный полигон Российской империи , Экспериментальный обстрел
К концу лета 1912 года основные строительные работы на острове были закончены, и в сентябре-октябре того же года были произведены испытания возведённых сооружений.
Пожалуй, имеет смысл подробнее рассмотреть артиллерийские орудия, из которых велся обстрел опытного блиндажа и других объектов полигона. Русские военные, вложив в строительство полигона огромные по тем временам деньги, желали получить максимальную отдачу в виде проверки не только средств обороны, но и средств разрушения этой обороны. Поэтому орудия выполнявшие «опытные стрельбы» отражали весь набор артиллерии, имевшейся в распоряжении военных того времени.
Обстрел вели с Лагерной косы, для «опытных стрельб» были задействованы: 11 дюймовая (280 мм) гаубица Шнейдера, 6 дюймовая (152 мм) пушка в 200 пудов весом обр. 1904 г., 155-мм крепостная гаубица, обр. 1909 г и 48 линейная (122 мм.) полевая гаубица обр. 1909 г. Кроме того, сооружения обстреливались из трехдюймовой скорострельной пушки на близкой дистанции. Можно сказать короче, был задействован весь «набор» артиллерии: от армейского до полкового уровня. А теперь подробнее о самих орудиях:
«...Наибольший практический интерес представляла стрельба из 28-см гаубицы, имевшей три рода снарядов: 1) бетонно-бойную стальную бомбу длинной 4,25 калибра и весом в 334кг с разрывным зарядом в 33,4кг тола; 2) фугасную стальную бомбу в 5 калибров диной, весом в 292кг с разрывным зарядом в 72,8кг тола и 3) бронебойную стальную бомбу в 3,5 калибра длинной, весом в 328кг не снаряжённую. Стрельба велась с дистанции около 4,2 км. при угле возвышения 57 градусов и угле падения около 60 градусов...»
Испытав на себе, во время уже упоминавшейся осады Порт-Артура, действие 11-дюймовых «изделий» фирмы «Крупп», русские военные прониклись уважением к ним и пожелали иметь в своем арсенале аналогичные. Французскому заводу Шнейдера была заказана разработка 280 мм гаубицы с дальностью стрельбы шесть тысяч метров.
Первый образец орудия, получившегося в результате разработки, был предоставлен русской армии для испытаний. «Комиссия по выбору образцов орудий осадной и крепостной артиллерии» в рапорте №122 от 26 апреля 1913 года сообщает: «Комиссия, рассмотрев результаты стрельб, произведенных из 11" мортиры на Главном Артиллерийском Полигоне и на острове Березани, пришла к заключению, что система в общем, выдержала испытание стрельбой удовлетворительно...»
Военное ведомство России заказало шестнадцать шнейдеровских гаубиц со сроком поставки в 1915 г. Поставка первых экземпляров началась в конце 1915 г. В России орудие получило название «280 мм. тяжелая гаубица/мортира концерна «Шнейдер» обр. 14/16 г». Орудие было очень тяжелым и не пользовалось популярностью у артиллеристов. Каждая смена позиции была долгой и утомительной. Для перевозки гаубица демонтировалась на 4 части, затем снова собиралась.
В 1908-1909 годах проводились испытания шестидюймовых (152 мм.) гаубиц. В них учавствовали орудия производства Круппа, Рейнского завода (Эрхарда), Шнейдера, Шкода и Бофорса. В результате выбрали гаубицу Шнейдера, и она была в 1910 году принята на вооружение под наименованием «152-мм крепостная гаубица обр. 1909 г.». Изготовление 152-мм гаубиц обр. 1909 г. велось на Путиловском и Пермском заводах.
В 1907 г. ГАУ был объявлен конкурс на создание 48 линейной полевой гаубицы для русской армии. В конкурсе принимали участие система Эрхадта фирмы "Rheinmetall AG", система Круппа фирмы "Friedrich Krupp AG", а так же Обуховский и Путиловский заводы со своими разработками. Выиграло конкурс орудие Круппа, имевшее меньшую боевую массу и более высокую скорострельность, чем гаубицы конкурентов. Вначале 1909 г. орудие было принято на вооружение русской армии под обозначением "48 линейная полевая гаубица обр. 1909 г.".
Первое официальное название "6-дюймовая длинная пушка". Разработана на базе 6-дюймовой пушки в 190 пудов образца 1877 года. Причиной разработки стало то, что конструкция ствола старой пушки не позволяла увеличить начальную скорость снаряда при переходе на бездымный порох. В конце 1895 года на Обуховском заводе был размещён заказ на новую 6-дюймовую пушку. В 1897 году был выдан заказ Санкт-Петербургскому арсеналу на переделку одного лафета образца 1878 г. под 6-дюймовую длинную в 200 пудов пушку. В конце 1904 года орудие приняли на вооружение.
В 1896 году ГАУ объявило конкурс на создание трёхдюймовой полевой пушки. В 1897-1898 годах комиссия рассмотрела 11 представленных на конкурс образцов. Образцы Путиловского завода, заводов Круппа, Сен-Шамона, Шнейдера были допущены до испытаний в войсках, в ходе которых пушка Путиловского завода была признана лучшей. В 1900 году орудие было принято на вооружение как «3 дм. полевая скорострельная пушка обр. 1900 года» . В том же году состоялось первое боевое применение этих орудий во время подавления «боксерского восстания» в Китае. В ходе эксплуатации, в войсках была выявлена необходимость внести усовершенствования в конструкцию лафета орудия, и заводу было предложено внести изменения в конструкцию к апрелю 1902 г. После повторных войсковых испытаний Приказом ГАУ от 3 марта 1903 г., орудие было принято на вооружение под названием «3-х дюймовая полевая пушка обр. 1902 г.». В том же году был выдан заказ на производство 4520 пушек. Пушка образца 1900 года имела высокие боевые свойства и являлась на тот момент одним из лучших полевых орудий в мире. К моменту березаньских испытаний, орудие было прекрасно освоено армией и широко распространено. Тем важнее было изучить его воздействие на долговременные оборонительные сооружения нового поколения.
Во время проведения испытаний на острове Березань в 1913 году были получены интересные результаты по возможностям новейших артиллерийских систем Русской Армии в борьбе с крепостными сооружениями различных типов. Остается только сожалеть, что не хватило времени на внесение изменений в состав артиллерийского парка, и в первую мировую войну Россия вступила с недостаточно развитой тяжелой артиллерией.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
«История крепостей. Эволюция долговременной фортификации» В. В. Яковлев
«Крепости до и после Мировой войны 1914-1918 гг.» К. И. Величко
Форум фортоведов: fortoved.ru
Сайт www.borysthenоs.org, выполнен на кафедре информационных систем в искусстве и гуманитарных науках факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета.
Другие статьи этой серии:
В поисках острова Буян. Борисфен.
Рассвет и закат Борисфена
Остров Святого Эферия – транзитная станция пути «из варяг в греки»
Как казаки «Ада-остров» сделали «Березанью»
Остров Березань- крепость России, англо-французский карантин, могила лейтенанта Шмидта.
Опытный полигон Российской империи
Экспериментальный обстрел