Пока трудно в полной мере осознать, насколько изменился мир за последние несколько месяцев. Сейчас вряд ли можно дать точные прогнозы в каком-либо секторе. Однако пришло время начать пересматривать бизнес-модели и создавать дополнительные ценности для потребителей после окончания пандемии.
Как эта новая реальность отразится на российских торговых центрах после снятия карантинных ограничений? Какие инструменты могут помочь торговым центрам начать восстановление, учитывая серьезное изменение потребительских привычек в результате карантина?
Принимая во внимание все различия и особенности региональных рынков, мы уже сегодня можем взглянуть на то, что происходит во вновь открывшихся в США и Европе торговых центрах. Исходя из их опыта, следует рассмотреть три основные тенденции, которые, на наш взгляд, повлияют на работу торговых центров в ближайшем будущем.
Повышение стандартов безопасности — более высокий контроль доступа приведет к падению трафика торговых центров.
Повышение требований к безопасности в магазинах — в секторах, где клиент традиционно осуществляет большое количество примерок без покупки и товары необходимо возвращать на полку (fashion, аксессуары, ювелирная розничная торговля), будет формироваться новый подход к совершению покупок.
Снижение мобильности — переключение покупателей на посещение торговых центров в шаговой доступности с небывалой силой поднимет вопрос взаимодействия с так называемыми местными сообществами. Данный вопрос, который уже давно является центральным в ресторанном бизнесе, станет актуальным для коммерческой недвижимости и ретейла.
Повышение стандартов безопасности:
· сокращение часов работы (с 11:00 до 19:00 с понедельника по субботу и с 12:00 до 18:00 в воскресенье) в целях проведения ночной уборки и дезинфекции помещений;
· уменьшение количества мест для сидения внутри торгового центра;
· внедрение дополнительной навигации и знаков разметки для контроля потоков движения;
· обязательное для всех посетителей и сотрудников ТЦ ношение индивидуальных защитных масок.
Если взглянуть на эти мероприятия с точки зрения релевантности для российских торговых центров, в целом очевидно, что любые инструменты по привлечению клиентов станут работать, только если потребности людей будут решаться эффективно и безопасно. Особое внимание следует обратить на специальную навигацию, которая может стать визуализацией стандарта безопасности для первых посетителей: разметка пола в общественных местах и на фуд-кортах, указатели с местами дезинфекции, предупреждение о безопасном расстоянии.
Контроль температуры на входе, предоставление медицинских масок и других средств спецзащиты, ограничение числа покупателей (новые составляющие покупательского опыта, нацеленные на сохранение здоровья покупателей и сотрудников) станут повседневной рутиной в наших торговых центрах. В результате трафик и численность персонала уменьшатся и могут никогда не вернуться к прежним показателям. Торговые центры будут нести ответственность за исключение ситуаций с очередями как внутри ТРЦ, так и снаружи.
Новым трендом может стать организация пунктов выдачи — сервисных центров с электронной очередью. Клиент может выбрать точный день и время посещения пункта выдачи в ТЦ. В результате покупатели, которые не хотят рисковать, совершая регулярные покупки в торговом центре, и не любят ждать доставки, смогут осуществлять шопинг по-новому.
В конце статьи напомним о тренде последних нескольких лет — повышении значимости онлайн-канала в продажах — который в период закрытия магазинов стал ключевым для всей отрасли.