Рассказываем, как люди переживают период самоизоляции и дефицит живого общения, выясняем, какая музыка поднимает дух, и делимся новыми подходами к обустройству дома
Что происходит с нами в вынужденном одиночестве?
Человек – существо социальное, об этом писал еще Аристотель. И это особо остро ощущается в дни вынужденной самоизоляции. И хотя мы все устаем от толпы и нам нужно время на восстановление внутренних ресурсов, чувство одиночества через два-три месяца отсутствия привычного общения могут испытать даже интроверты.
Кроме того, во время самоизоляции многие сталкиваются с увеличением объема работы на «удаленке», с необходимостью чем-то занять детей или вовлекаются в мелкие бытовые конфликты с супругами.
Но можно расценивать неожиданно образовавшееся свободное время и как подарок: посвятить его творчеству, хобби, онлайн-общению с друзьями и родственниками. В Европе, например, набирают силу флешмобы, нацеленные на поддержку друг друга в нынешней сложной ситуации. Правда, в России провести можно не все из них. По мнению заместителя руководителя Центра городской антропологии КБ «Стрелка» Дарьи Радченко, в наше стране люди более обособлены, да и застекленные балконы не способствуют коллективному исполнению народных песен.
Слушать гимн России, чтобы воспрянуть духом
Сервис «Яндекс.Музыка» провел опрос, в котором приняли участие 2458 пользователей в возрасте от 18 до 63 лет из разных городов России. Его целью было узнать, как изменились предпочтения слушателей в связи с самоизоляцией и что сейчас они ждут от музыки. Подавляющее большинство ищут мотив для поднятия духа, и тут на помощь приходят песня I will survive и гимн РФ. Для концентрации на делах слушатели выбирают классические произведения или же разные звуки, например стук колес поезда. Звукам, что интересно, в исследовании отведено отдельное место. Например, выяснилось, что людей приободряют шелест купюр, которые вот-вот появятся из банкомата, и мурлыканье кота.
Как изменился дом во время карантина
Пандемия поменяла не только наши привычки и предпочтения, но и подход к обустройству дома. Компания Glimpse, которая занимается аналитикой данных о поведении потребителей, составила список нынешних мировых трендов. Так, за март 2020 года количество поисковых запросов по слову «биде» выросло на 379%, «хлебопечка» – на 374%, «освещение для TikTok» – на 101%, «санитайзер для белья» – на 1153%, «стоячий стол» – на 77%, «бумажные полотенца» – на 545%.
В целом же, как отмечают эксперты, в условиях самоизоляции люди стремятся обустроить дома рабочую зону, которую не стыдно показать коллегам по видеосвязи; места для базовых спортивных занятий и досуга детей; хорошо оборудовать кухню и подготовить пространство для хранения еды, лекарств и предметов первой необходимости.
Самоизоляция изменила и потребности россиян. По данным интернет-магазина Ozon.ru, В России за последний месяц подписки на онлайн-игры стали покупать в 1,7 раза больше, продажи товаров для творчества выросли в 1,5 раза, а настольных игр – практически в 2 раза.
По материалам изданий tass.ru, adindex.ru, meduza.io.
Читайте другие дайджесты социологических исследований на сайте проекта коронаФОМ
Авторы: Ася Свешникова, Алина Соболевская