Санкт Петербург заслуженно носит неофицальное звание города мостов. В программу каждого туриста в Северной Пальмире обязательно входит ночная поездка на теплоходике под разводящимися над Невой мостами.
Но Санкт-Петербург - это крупный город с очень развитой инфраструктурой, которая начала формироваться ещё в царское время, и такое колоссальное количество мостов, включая разводные, является логичным следствием этого.
Наш же Север - глухой и бездорожный край, удобство жителей которого ставится не на первые места. Даже в Архангельске, городе, который как и Петербург стоит на островах в дельте крупной реки, мостов в десятки раз меньше, чем в северной столице. Что и говорить про менее населённые районы, где реками разделяются посёлки и города, которые зачастую обходятся без регулярных переправ.
А реки на Севере крупные, судоходные. И, хоть мы и бездорожный край, дороги у нас всё-таки встречаются, и часто это очень важные транспортные артерии, без которых страна обойтись не может. И так случается, что и упересекаются сухопутные и водные магистрали, и на месте этих встреч появляются они - разводные мосты.
Разводные мосты на Севере - явление не частое. И редкий турист приедет посмотреть на эти фундаментальные сооружения. А посмотреть как раз есть на что.
Сегодня я хочу рассказать вам о трёх самых крупных разводных мостах Русского Севера, два из которых находятся в Архангельске.
В это сложно поверить, но до 1964 года через Северную Двину не было перекинуто ни одного постоянного моста! И это при том, что Архангельск располагается на обоих её берегах. До 1964 года две части города связывали суда речного порта, которые выполняли роль паромных переправ. В пятидесятые годы XX века было принято твёрдое решение о постройке моста, который наконец-то свяжет не только берега Северной Двины, но и портовый Архангельск с остальным миром (большая часть города находилась на правом берегу, когда все траснпортные магистрали подходили к левому берегу). Институт Ленгипротрансмост разработал проект, по которому за шесть лет был построен мост длиной 1054 метра, с однопутной железнодорожной линией, двухполосной автодорогой и широким пешеходным тротуаром. Так как Северная Двина - река судоходная, мост был сделан разводным по типу вертикально-подъёмного - средняя секция поднимается для увеличения высоты пролёта и возможности свободного прохода судов.
В 1990 году в четырёх километрах выше по течению был открыт ещё один мост через Северную Двину. На этот раз автомобильный четырёхполосный мост прошёл через остров Краснофлотский, связав его с большой землёй. Та часть моста, которая соединяет остров с левым берегом, тоже является раздвижной и работает по тому же вертикально-подъёмному принципу.
Ещё один мост, о котором мне хотелось бы рассказать, находится в Карелии. Он расположен в пригороде Беломорска, где пересекаются две крупные транспортные магистрали Севера - железная дорога на Мурманск и Беломорско-Балтийский канал.
Шиженский мост (назван так по реке Шижне, по устью которой проходит Беломорканал) относится к довольно редкому типу откатно-раскрывающихся. Такие используются в основном там, где существуют определённые трудности с устройством мощных опор. Здесь выбор типа моста был обусловлен тяжёлым для бурения скальным грунтом. Откатно-раскрывающиеся мосты устроены таким образом, что в закрытом положении перевешивает пролёт, а в разведённом - противовес.
Мосты такой конструкции более распространены в Новом Свете, и в Европе встречаются не часто.
В России это единственный мост подобного типа.
***
Кроме этого, на Севере есть много неразводных мостов, которые тоже заслуживают отдельного внимания, как например железнодорожный "сталинский" мост через Печору или соломбальский подвесной мост через протоку Северной Двины Кузнечиху. Но о них мы расскажем в другой статье.
Спасибо, что читаете нас и подписываетесь на канал "Русский Север"! Познаём Север вместе!