Героиня сегодняшней истории – Светлана – молодая учительница начальных классов. Причиной обращения к психологу стала непреодолимая агрессия и вспышки гнева по отношению к детям, которых она обучала. Особенно такое состояние проявлялось к концу учебного года.
Девушка планировала всего пару консультаций, в надежде получить готовый инструмент контроля своих эмоций. Нам это, конечно же, удалось.
В основе состояния Светланы лежало эмоциональное выгорание и недостаток внутренних ресурсов, за которыми пряталась накопленная усталость. Однако, это не исключало того, что за этим поведением могло крыться что-то более глубокое – заключавшееся в отношениях с собой. Девушка была чрезмерно перегружена социальными контактами, взаимодействием с родителями и контролем происходящего в классе. Она была настолько включена в работу, что отказывалась выключать телефон даже на время сессии, чтобы быть на связи в любой нужный момент.
После этих двух консультаций наша встреча со Светланой произошла через полгода. В этот раз запрос девушки был более глубоким: как разграничить личную жизнь и работу, и каким образом эти границы отстоять?
В течение последующих наших консультаций мы выяснили, что Светлана – единственный ребёнок в семье. В далёком детстве её родители приняли решение остаться вместе только ради девочки, но их раздражение и ненависть по отношению друг к другу нарастала, подобно снежному кому. Их жизнь крутилась только вокруг дочери. Таким образом, отец с матерью наложили на Светлану ответственность за их собственное решение; теперь она должна была оправдать их надежды своими непомерными усилиями. Жизнь девушки должна была стать доказательством того, что родители не зря пожертвовали своими интересами.
Переезд от родителей дался Светлане так, как и подразумевала профессия учителя – финансово тяжело. На фоне череды бытовых и профессиональных сложностей она задавалась вопросом: такой ли должна быть жизнь? В таком состоянии Светлане было тяжело прислушаться к самой себе. Наша терапия показала девушке, что другой путь развития событий существует.
В этой истории очень чётко прослеживался треугольник Карпмана, который состоит из трёх моделей поведения: жертва, спасатель и агрессор. Светлана могла отнести себя к каждому из них. С одной стороны, она являлась агрессором по отношению к детям; с другой – спасателем, возложившим на себя помощь школе и проведение многочисленных внеурочных занятий. Но Светлану также можно было назвать… ПРОДОЛЖЕНИЕ