Найти тему
F U R R Y W A L L

Кино 2013. Синдром отличника - "Одержимость" Дэмьена Шазелла

Первый режиссерский выстрел Шазелла, и это определенно успех. Как и в любом фильме об искусстве, в "Одержимости" много чего намешано, но есть несколько основных моментов.

1. Образование. В фильме отлично показана та жесткая и отстраненная его сторона, с которой приходится иметь дело ученикам или студентами, небезразличным к своему обучению. Любая дисциплина при должном влиянии учителя затягивает словно вязкое болото, причем это может протекать совершенно незаметно для окружающих. Тут важно понимать конечную цель - она обязательно должна быть, так как учеба ради учебы приводит к помешательству.

Главный герой не может мутить с девочками из-за учебы, и в данном случае это не отмазка
Главный герой не может мутить с девочками из-за учебы, и в данном случае это не отмазка

2. Учитель. Неадекватный преподаватель-психопат был в жизни каждого, различна лишь степень конфронтации и влияния, которое могли на вас оказать. Для какого такой опыт - забавная байка, а для кого-то - болезненные воспоминания об унижениях и стрессе.

Едва ли есть что-то смешнее унижений в этом фильме
Едва ли есть что-то смешнее унижений в этом фильме

3. Игра. Флетчер с первого дня ведёт с Эндрю коварную игру, подчиненную высшей цели, но жёсткую и абсолютно бесконтрольную. Эндрю, ведомый стремлением к идеалу, готов принять любые правила, даже когда битва выходит за стены аудитории. Шазелл и тут находит способ поднять ставки - победа будет за тем, кто сможет придумать правила получше.

Кровавости фильма позавидуют многие ужастики
Кровавости фильма позавидуют многие ужастики

4. Искусство. Учиться на музыканта, ровно как и на режиссёра или художника, - всегда спорное занятие. Можно ли научиться такому вообще? Много ли истинных творцов заканчивало консерватории? Флетчер, конечно, разыскивает таланты не под забором, а среди лучших, но он едва ли пытается обрабатывать самородки аккуратно.

Когда пошел на рекор
Когда пошел на рекор

Здесь скорее действует правило "бросили в воду - плыви", которое срабатывает, так как среда инертна - ребята из оркестра мечтают стать звездами, готовы терпеть кровь и пот по доброй воле, даже когда понимают, что уже являются жертвами манипуляций и прихотей учителя-тирана. Непрошедшие отбор могут смело отправляться на свалку или должность баристы. Флетчер ко всему прочему еще и фаталист - не гнушается доиграть таки партию со случайно забредшим на его выступление Эндрю.

Стать профи
Стать профи

Шазелл задается не новым уже вопросом - стоит ли ставить искусство превыше всего, можно ли создать хоть что-то стоящее в прогнившем мире без полной, всепоглощающей отдачи. Величайшие таланты никогда не страшились поставить свою жизнь на кон, но решать, стоит ли оно того, каждому приходится самостоятельно, успех же при этом никому не гарантирован.

Воспитательные моменты
Воспитательные моменты