Найти тему
Четыре Семерки

Motorhead. Overkill. История с похищением

Случалось ли вам когда-нибудь совершать неблаговидные поступки? Мне, увы, случалось и сегодня я расскажу одну такую историю.

Дело было далеким уже летом 1992 года. Мне было почти пятнадцать и я был подростком, совершенно повернутым на роке. Пятнадцать лет - возраст, когда денег у тебя ни на что нет и не предвидится, а душа просит всего и сразу. Восприятие музыки яркое, на грани фанатичности новообращенного, а голова кружится от каждой новой открытой для себя легенды.

В то время я часто ошивался в двух местах - городской ЦУМ, в котором был отдел грампластинок и магазин "Эфир", в котором тоже продавался винил. О том, что есть еще "Мена" - место встречи меломанов, на котором происходили продажа и обмен "настоящих"( пиши - забугорных!) пластинок, я еще не знал, этот период жизни был еще впереди и это отдельная история.

А пока....жарким летним солнечным днем... я стоял у прилавка магазина "Эфир" и не мог отвести глаз от новой серии пластинок, которая появилась в продаже. Сейчас я точно скажу, что это было - альбомы "классического" состава Motorhead c 1979 по 1982 год, выпущенные лейблом CNC Records по лицензии. От одних только обложек у меня уже "снесло крышу", что называется! Отличие от стоящих рядом пластинок советской эстрады и новоявленной попсы было разительным.

Я в то время только что начал знакомиться с творениями Led Zeppelin и Pink Floyd и это было равнозначно радикальному перевороту в сознании. Я бы сказал, что сила воздействия была колоссальной, до такой степени, что я ушел с головой в новое увлечение. Поэтому появление новых "легенд" в продаже не могло не вызвать любопытства, как минимум.

....кто то из покупателей попросил поставить диск на проигрыватель. Продавец, как помню, была женщина, она аккуратно достала диск ....включила....и я забыл обо всем на свете!

 Тот самый диск.
Тот самый диск.

Это была ( I Won t) Pay Your Price, и она сразила меня наповал. Конечно, тогда я не знал названия...Но и сейчас, спустя почти тридцать лет она одна из самых любимых у "моторов", обгоняя многие признанные хиты.

А в тот момент( в далеком 1992-ом) я был в шоке и - пока продавец не унесла пластинку обратно - попросил посмотреть.

И вот я крутил в руках диск, в глянцевом конверте и с отчаянием косился на цену. Она была астрономическая для подростка без денег. 165 рублей. Для полного понимания - стоящие рядом Пугачева и Антонов стоили 3 руб. 50 копеек... Я стоял у прилавка и не мог выпустить пластинку из рук.

...обратная сторона.
...обратная сторона.

А между тем народ подходил к прилавку, мало помалу оттесняя меня подальше...И продавец ....ушла в другой конец магазина...Я мешал людям и меня попросили отойти подальше. День шел своим чередом, люди подходили, спрашивали пластинки, а продавец, похоже, просто забыла про меня....

...на ватных ногах я отошел ближе к выходу. Никто не окликнул. "Молодой человек, вы куда???" Нет. Все тихо...

Сердце молотило, когда я выходил из магазина. Я сам себя проклинал за малодушие и еще - каждую секунду боялся, что про меня вспомнят ....и это будет неслыханный позор! Никогда я не брал чужого...Но соблазн был слишком велик.

Так я и ушел с диском.

Через год я начал работать. Время было тяжелое, родителям приходилось очень непросто, так что я устроился на завод и начал приносить деньги в дом. Но каждый раз, когда я доставал диск и ставил его на проигрыватель, меня мучила совесть. Как то раз, где то зимой 1993-го я снова зашел в "Эфир" и купил точно такой же диск. Сознаться, что я утащил такую же пластинку почти год назад мне духу не хватило. Ну, хоть так...Поэтому у меня два одинаковых экземпляра Motorhead Overkill.

А теперь, собственно, о музыке

-3

Со временем я , конечно, переслушал все диски Motorhead классического состава и 80-ых. Частично - 90-ые и более поздние. Самое удивительное - Overkill остался самым любимым. Я считаю, что это уникальный альбом и больше такого не было( а ведь я мог спереть в магазине Bomber или Ace of Spades....и что я писал бы теперь, а?).

Но нет, все верно, я думаю, ошибки нет - это диск, как минимум, входящий в тройку лучших у Motorhead. По мнению автора.

( I Won t) Pay Your Price великолепна! Что сказать - я обожаю эту вещь, хотя никогда не видел, чтобы она числилась в числе хитов. Сколько в ней электричества! У "моторов" потрясающее умение держать пульс. Энергетика почти любого трека не спадает ни на секунду.

Заглавный трек - Overkill, мне тогда не слишком понравился. У меня как раз формировался собственный вкус, и я начал замечать, что мне больше по душе более четкие риффы. Overkill содержала больше элементов хаоса, анархии. Она звучит так, словно груда металлолома с оглушительным грохотом катится вниз с холма...Забавно, что спустя много лет меня она приводит в восторг....практически по тем же причинам. Иной раз в голову закрадывается кощунственная мысль, что может быть есть и хорошая сторона в том, что мне никогда не пришлось побывать на концерте "моторов"...боюсь, что я разбил бы себе голову об сцену!( шутка).

Если попробовать все как то разобрать, то в музыке альбома...достаточно хорошо читаемая блюзовая основа. С годами, я стал очень много уделять для себя внимания работе Эдди Кларка( гитариста) на этом диске. Несмотря на сокрушительный бескомпромиссный стиль альбома его гитарная работа сделана....очень изящно и со вкусом.Именно это кажущееся противоречие вызывает те самые "мурашки по коже". Безудержная энергетика сочетается с определенной элегантностью( как бы странно это не звучало) и все вместе дает убойный эффект.

И, конечно, звук Стратокастера на этом альбоме великолепен.

Мне особенно по душе две вещи, аналогов которым на следующих альбомах Motorhead вы уже не найдете. Это Metropolis и Capricorn. Прослушивая последнюю один из моих друзей как то заметил: "Она звучит так, будто это запись репетиции из 90-ых и кто-то на пульте балуется с реверберацией". А мне нравится именно этот абсолютно "непричесанный" стиль! Сейчас вы вряд ли найдете что-нибудь настолько же бескомпромиссное и живое. Мало какой продюсер позволит сделать что-то похожее на Capricorn в наше время, когда музыка утонула в цифровом звуке, обработках, семплах и еще - многочисленных правилах о том как надо и как не надо. Поэтому Capricorn ( как и весь альбом) звучит как что-то настоящее!

Увы, уже тогда, время таких гитаристов как Эдди Кларк стремительно уходило. Ван Хален, Рэнди Роадс и другие гитаристы, которые пришли на большую сцену уже в 80-ые задавали уже совсем другие стандарты игры. Время гитарных процессоров и засилья обработки звука только начиналось и где то к середине 80-ых( по ощущениям) эти тенденции достигли пика. А мне очень нравятся гитаристы с именно таким подходом - не такие скоростные( забавно, что у Эдди Кларка было прозвище Fast - "Быстрый", хотя отнести его с самых скоростным гитаристам едва ли можно), но играющие с большим вкусом. При этом его манеру никак не назвать рафинированной - в каких то вещах чувствуется даже влияние панка, в хорошем смысле слова!

В заключении могу сказать, что пластинка стала для меня знаковой в каком то смысле. В течение многих лет возвращаюсь к ней снова и снова и музыка не приедается, наоборот, сейчас она звучит как глоток кислорода на фоне современной.

На этом прощаюсь!

Всем мира, добра и хорошей музыки!