Возобновляется подача в суд заявлений о взыскании коммунальных долгов с граждан
Вступил в силу закон, на много упрощающий претензионно-исковую работу управляющим многоквартирным домом рганизациям, ТСЖ, ЖСК, региональным "мусорным" операторам и Фондам капремонта, а также ресурсоснабжающими организациям, которые находятся на "прямых" договорах с жителями МКД о предоставлении коммунальных услуг (Информация Роспотребнадзора от 15 мая 2020 г.).
До конца 2020 года эти лица, – когда они обращаются в суд с иском или заявлением на выдачу судебного приказа, – могут не указывать в своем иске или заявлении один из идентификаторов ответчика – физического лица (ИНН, СНИЛС, серию и номер паспорта и т.п.).
Дело в том, что в силу специфики оформления договорных отношений – договоры публичные, а зачастую заключаются конклюдентными действиями, – у поставщиков коммунальных услуг и УК зачастую нет иных сведений о должнике, кроме тех, которые может предоставить Росреестр – ФИО и адреса задолжавшей квартиры. Отметим, что, формально, у поставщиков комуслуг есть право потребовать от должника предоставления одного из идентификаторов – согласно подп. "б" п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель должен принести (прислать) поставщику, в том числе, копию паспорта. Однако именно должники, как правило, игнорируют такое требование, а ответственности за это не несут. Поэтому фактически, с момента вступления в силу требований ГПК РФ о необходимости указания организациями в иске, заявлении о вынесении судебного приказа идентификатора гражданина-ответчика, претензионно-исковая работа в ЖКХ была парализована.
В Российской Федерации действует принцип "один МКД – один исполнитель коммунальной услуги"
Минстрой России категорически отвергает возможность "частичного" перехода на "прямые договоры" о предоставлении коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями (РСО) (письмо Минстроя России от 4 марта 2020 г. № 6760-ОГ/06).
На удивление, такую позицию представителям управляющих организаций иногда "объясняют" даже сотрудники органов ГЖН (об этом сообщают пользователи соцсетей).
Логика рассуждений в этом случае такая - мол, общее собрание о переходе на "прямые" договоры или "отбирание" собственников жилых помещений за долги перед РСО возможны только в том случае, если на эти "прямые" договоры переходит ведь дом целиком, без единого исключения. А в индивидуальном порядке можно перейти на "прямые" договоры" в любой момент, - достаточно подать в РСО заявление о заключении договора. РСО, дескать, не имеет законного права отказать в заключении такого договора, и поэтому неизбежно становится исполнителем коммунальной услуги обратившегося собственника квартиры.
Однако даже если согласиться с возможностью такого "индивидуального" договора, то у сотрудников УК неизбежно возникают вопросы, например:
1. как получать у РСО данные ИПУ. Они же нужны для расчета коммунальных ресурсов, истраченных на содержание общего имущества;
2. кто должен периодически проверять показания ИПУ;
3. какой документ составлять, если потребителю предоставляется коммунальная услуга ненадлежащего качества;
4. кто забирает себе "штрафной" коэффициент, если у потребителя нет ИПУ воды или электричества.
Минстрой России категорически отвергает возможность заключения "индивидуального" договора о предоставлении коммунальных услуг между РСО (или регоператором по ТКО) и отдельным собственником в квартире, если для остальных собственников исполнителем коммунальных услуг остается УК:
1. действующим законодательством не предусмотрена возможность перехода нескольких собственников МКД на прямые договоры с РСО;
2. исполнителем коммунальных услуг РСО является только в том случае, если между собственниками жилых помещений в МКД, в котором в качестве способа управления выбрана управляющая организация, и РСО заключены прямые договоры согласно ст. 157.2 Жилищного кодекса.
Деятельность СНТ и ОНТ: что изменилось с 5 июня?
5 июня 2020 года вступили в силу поправки в Закон о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд (Федеральный закон от 25 мая 2020 г. № 162-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 42 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"). В частности, в нем теперь предусмотрено, что в решении об учреждении СНТ или ОНТ помимо прочих необходимых сведений также должны указываться сведения об открытии банковского счета товарищества. При этом отчет председателя товарищества об открытии или закрытии счета, содержащий в т. ч. информацию об условиях договора с банком, включается в повестку ближайшего общего собрания членов товарищества.
Кроме того, к исключительной компетенции указанного собрания теперь относится также принятие решения об обращении с заявлением о госрегистрации прав на объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и являющиеся имуществом общего пользования, и (или) заявлением о государственном кадастровом учете таких объектов недвижимости. При принятии общим собранием членов товарищества такого решения одновременно должен избираться представитель, уполномоченный на подачу соответствующего заявления в Росреестр. Соответствующие положения содержатся теперь и в ст. 42 Закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
К сведению: на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, которым в связи с пандемией предлагается разрешить проведение общих собраний членов садоводческих товариществ в форме заочного голосования по ряду вопросов (избрание органов товарищества, ревизионной комиссии; утверждение сметы товарищества и принятие решения об ее исполнении, определение размера и срока внесения взносов, утверждение их финансово-экономического обоснования и некоторых других) в период с 1 мая по 31 декабря 2020 года.
Источник информации www.garant.ru информационно-правовой портал.