Начну разговор о сегодняшнем архетипе с примера. Вот герой читает на доске объявлений:
«Нужен коготь дракона для супа. Плачу золотом».
Трактирщик Вилли.
Через полчаса блужданий герой находит коготь под крыльцом трактира. Вилли, как обещал, платит золотом и ставит огромную кружку… ну, скажем, зелёного чая.
Почему чая?
Да потому что в глазах читателя герой — тюфяк, набитый свежескошенной травой, а рассказчик явно расслабился.
Интересный герой не получает желаемое просто так. Его путь препятственный и полон извилистей (или как там правильно). И здесь пригодятся привратники.
Что за зверь такой, этот привратник?
Это — страж, с которым герой должен сразиться, чтобы пройти дальше. Те, кто делают историю интересной, а героя — героем. Самые суровые привратники, обычно, охраняют ключевые повороты истории, а привратники помельче суют палки в колёса на всём протяжении пути.
Как и с другими архетипами, привратником может стать кто угодно. Здесь и приспешники главного злодея, потрясающие грозным оружием, и хмурые стены камеры, в которую угодил протагонист. На глубинном уровне привратниками могут стать страхи и душевные раны.
Если продолжить психологическую аналогию, то герой — Эго, наставник — Супер Эго, а привратники — Неврозы.
Всякий раз, когда герой готов к решительному шагу, объявляется привратник. И чем выше ставки в истории, тем сильнее привратник.
Привратник — зло?
Всё как с другими архетипами — работают базовые принципы. Привратники могут быть кем угодно.
Первичная функция привратника — испытание силы и мудрости героя. Всё остальное на усмотрении сюжета и характера персонажа.
Если герой готов, то преодолеет привратника. Если нет — значит, не такой уж он и герой.
Способы преодоления привратников
Решить проблему в лоб — действенная, но не самая интересная тактика. У каждого героя свои хитрости, в зависимости от характера персонажа и воображения рассказчика.
Возвращаясь к примеру с трактирщиком Вилли. Пусть у героя будет привратник — сам дракон. Вот три базовых варианта борьбы с ним:
Хитрость
Здесь и обман, и переодевание, и просто ловкачество.
Ушлый герой пробрался в драконье логово и стащил старый коготь.
Мудрость
Традиционно — ответ на загадку, выполнение задания и всё в таком духе.
Умный герой, зная драконий язык, уговорил отдать коготь.
Сила
Тот самый путь «в лоб».
Бравый герой добыл коготь дракона в честном бою.
Если герой разжигает интерес к истории, то привратники не дают этому интересу потухнуть. Они будто сухие дрова для костра. Наблюдать за тем, как герой подбирает ключ к тому или иному привратнику, зачастую одно из самых больших удовольствий в истории.
#вольный конспект
Оглавление путешествия писателя
Следующая статья в рубрике:
Архетип вестника
Предыдущая статья в рубрике:
Каким должен быть наставник героя: типы наставников