Хотя недавние стычки между индийскими и китайскими армиями по поводу пограничного спора утихли, напряженность между двумя азиатскими гигантами еще далека от завершения. Нынешняя военная напряженность включает в себя Демчок, Долину Галван и Даулат Бег Олди, но озеро Пангонг Цо - еще одна горячая точка конфликта, которая продолжает вызывать беспокойство, и противостояние между двумя армиями продолжается там.
Бой на границе Индии и Китая
В ночь с 5 на 6 мая столкновение индийских и китайских войск произошло на берегу оспариваемого озера Пангонг Цо. Столкновение привело к развертыванию войск обеих стран в различных точках вдоль линии фактического контроля (ЛАК) в восточной части Ладак. После встречи на уровне командования между двумя странами, несмотря на то, что Китай согласился с мнением Индии относительно других районов региона, Пекин не принял озабоченность Индии по поводу ситуации в Пангонг Цо. Китайцы установили «значительное» присутствие в этой серой зоне, которую раньше патрулировали обе армии. Индия хочет восстановления статус-кво, что означает, что они требуют, чтобы китайцы освободили серую зону.
Почему Pangong Tso так важен?
Пангонг Цо стратегически очень близок к долине Чусул, стратегической области, которая служила основным фронтом между Индией и Китаем во время китайско-индийской войны 1962 года. Китай стремится иметь стратегический контроль над Пангонг Цо, поскольку он дает вид на долину Чусул. За исключением ширины Пангонг Цо, через эту область также проходит Линия фактического контроля (ЛАК), которая разделяла индийские и китайские войска с 1962 года.
По словам экспертов по обороне, развитие инфраструктуры вблизи ЛАК угрожает оккупации Китаем Аксай Чина и шоссе Лхаса-Кашгар. Угроза не захвата этой автомагистрали ставит под угрозу ястребиные планы Китая на оккупированных Пакистаном территориях в Ладакхе, Джамму и Кашмире. Строительство 255-километровой дороги Даулат-Бег Олди-Дарбук-Шайок также расстроило Китай. Даулат Бег Олди имеет статус самого высокого аэродрома в мире. Дорога простирается до последнего военного поста на перевале Каракорум. По завершении дорога сократит время в пути от Леха до Даулат Бег Олди с двух дней до шести часов.
Почему Китай принимает ястребиную политику в отношении Индии?
Внутреннее давление из-за огромной потери рабочих мест и негативного международного восприятия после пандемии вызвало серьезную критику Китая. В добавок к этому стоит премьер-министр Нарендра Моди, который призывает движение Vocal for Local - движение Swadeshi (внутри страны), побуждает людей высказываться о местных продуктах, чтобы сделать их глобальными. После призыва Моди устроить бойкот китайских товаров, бойкот набрал обороты в Индии. Несколько болливудских личностей, в том числе Аршад Варси, Милинд Соман и другие, присоединились к кампании «Бойкот Китая» в социальных сетях.
Военный офицер на условиях анонимности заявил, что обе стороны перехватывают патрульные партии друг друга и мешают им выполнить свои задачи. Но теперь китайские войска заблокировали доступ индийцев в ранее патрулируемый район и фактически взяли под контроль приблизительно 60 квадратных километров.
Ввиду того, что Индия стала председателем Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая находится на пороге урагана из-за неправильного обращения с коронавирусом, а Китай стал «бете-нуаром», противостоящим идее президента США Дональда Трампа о включении Индии в «большую семерку», время испытаний еще впереди, для обоих азиатских гигантов. По мнению политических обозревателей, усилия Китая по отвлечению внимания мирового сообщества коронавирусом могут привести к преднамеренным обострениям на границе с Индией и привести к ухудшению ситуации.
Хотя Моди воздержался от названия Китая, это движение призвано сократить использование китайских продуктов в эпоху после COVID-19. У Китая огромный торговый дефицит: импорт Индии из Китая составляет более 65 миллиардов долларов США, тогда как импорт Китая из Индии составляет около 13 миллиардов долларов США. По мнению экспертов по международным делам, растущая враждебность Китая на границе с Индией связана с кампанией «Бойкот китайских товаров», поскольку эта кампания может как эффективно снизить торговый дисбаланс, так и нанести экономический ущерб Китаю.
Инцидент возле островов Сенкаку
8 мая два корабля China Coast Guard преследовали японскую рыбацкую лодку в территориальных водах Японии вокруг контролируемых Японией островов Сенкаку, на которые также претендует Китай. Пекин объявил о захвате островов в апреле, создав две административные единицы на островах в Южно-Китайском море. Авианосец "Ляонин" также проводил учения в Тайваньском проливе.
Китай также объявил 28 мая, что он введет закон о национальной безопасности Гонконга, чтобы расправиться с активистами, выступающими за демократию на этой территории, вызвав протесты со всего мира.
Тем не менее, последний шаг Китая на фронт в Индии, похоже, является частью его долгосрочной стратегии по усилению контроля над регионом. Именно по этой схеме, используя преимущества вывода индийских войск, Китай впервые построил дорогу до 5 км на индийской стороне ЛАК в 1999 году, во время войны Каргил с Пакистаном.