17 июня Пентагон опубликовал новую оборонно-космическую стратегию для борьбы с тем, что он называет растущей контрпространственной угрозой (counter-space threat), исходящей от России и Китая. Новая оборонно-космическая стратегия, призвана сохранить военное превосходство США в космосе на фоне растущих контрпространственных усилий России и Китая.
«Китай и Россия вооружили космос и превратили его в зону боевых действий», – заявил заместитель помощника министра обороны по космической политике Стивен Китей во время пресс-конференции 17 июня, – «Их действия представляют наибольшую стратегическую угрозу при продолжающейся разработке, испытаниях и развертывании противокосмических систем и связанной с ними военной доктрине, призванной держать под угрозой космические системы США и их союзников».
Эта стратегия отражает изменения министерства обороны США в подходе к космосу как к сфере военных действий, который включает в себя создание как Космического командования, так и космических сил в 2019-м году, а также продолжающиеся усилия по укреплению этих двух организаций. Космическое командование, в частности, громко заявляло о создаваемых и вводимых Россией противокосмических возможностях, таких как оружие прямого взлета (direct ascent weapons) и потенциальное кинетическое оружие на орбите (potential on-orbit kinetic weapons). Но эта угроза выходит за рамки кинетических угроз и включает в себя радиоэлектронную борьбу, наземные лазеры, способные ослепить космические сенсоры, и кибератаки.
«Существовавшие космические системы США не были построены для нынешних стратегических условий», – сказал Китей, добавив, что США исторически подходили к космосу как к вспомогательной области, где спутники запускаются на орбиту, а все усилия направлены на то, чтобы обеспечивать возможность их беспрерывной работы. Однако сейчас американские военные готовятся к конфликтам, которые могут распространиться на космическую сферу, угрожая находящимся на орбите средствам связи, навигации и разведки, на которые полагается военная авиация и военно-морские силы. Само собой разумеющаяся цель стратегии состоит в том, чтобы обеспечить безопасность, стабильность и доступность космической сферы для действий США и союзников в течение следующих 10 лет с помощью американской военной мощи. Кроме того, Пентагон намеревается использовать свои космические возможности и силы во всех областях по всему спектру конфликтов.
«Оборонно-космическая стратегия – это следующий шаг к обеспечению космического превосходства и обеспечению жизненно важных интересов нации в космосе сейчас и в будущем», – говорится в заявлении министра обороны Марка Эспера, – «Мы стремимся к безопасному, стабильному и доступному пространству, которое лежит в основе безопасности, процветания и научных достижений нашей страны. Однако наши противники превратили космос в область ведения военных действий, и мы должны осуществить общеорганизационные изменения в политике, стратегиях, операциях, инвестициях, возможностях и экспертных знаниях для этой новой стратегической среды. Эта стратегия определяет поэтапный подход к тому, как мы собираемся достичь желаемых условий в космосе в течение следующих 10 лет».
Для достижения этих целей в течение следующего десятилетия стратегия предусматривает четыре направления деятельности:
– создание всеобъемлющего военного преимущества в космосе. Согласно новой стратегии, министерство обороны должно преобразовать свои космические предприятия таким образом, чтобы иметь вохможность противостоять развивающимся контр-космическим угрозам. Для этого Пентагон должен стать более гибким, используя преимущества технологических и коммерческих инноваций. В частности, это направление деятельности требует дальнейшей поддержки космических сил, разработки доктрин военно-космической мощи и дальнейшего развития опыта и культуры ведения космических войн.
Эти усилия также включают создание гарантированного космического потенциала, включая потенциал, который может противостоять враждебному использованию космоса. Стратегия также предусматривает улучшение возможностей США в области космической разведки, командования и управления;
– интеграция космоса в национальные, объединенные с другими силами и комбинированные операции. По мере того как министерство обороны расширяет свои возможности, доктрину и культуру, как указано выше, оно должно планировать интеграцию их в национальные, объединенные и комбинированные операции. Космическое командование должно иметь возможность планировать, осуществлять совместно с другими силами комбинированные космические операции по всему спектру конфликтов, а усилия по борьбе с космическими войнами должны быть интегрированы с военными планами и штабами, в том числе союзников и партнеров.
Стратегия предусматривает реорганизацию оперативных органов и обновление правил взаимодействия, отражающих эту новую реальность. Кроме того, в документе говорится, что методы классификации безопасности космической программы Министерства обороны должны быть обновлены;
– формы стратегического окружения. В соответствии со стратегией министерство обороны будет пытаться сдерживать враждебную и агрессивную деятельность в космосе потенциальных противников. Сотрудничая с Госдепартаментом, Пентагон будет работать с союзниками и партнерами над выработкой международных норм поведения в космосе, которые позволят уменьшить количество недоразумений и конфликтов. Кроме того, Пентагон будет работать над информированием общественности о растущих угрозах космическому потенциалу США;
– сотрудничество с союзниками, партнерами, промышленностью и другими правительственными ведомствами и агентствами США. Это направление деятельности требует от министерства обороны работать с союзниками и партнерами над расширением обмена информацией; согласованием космической политики; продвижением благоприятных стандартов и норм поведения в космосе; и расширением совместных исследований, разработок и приобретений. Кроме того, Министерство обороны модернизирует свой подход к процессу утверждения коммерческих лицензий.
Натан Страут