(Этот канал посвящен детству. Мой тесть, Иван Андреевич Губарь, написал воспоминания о своем детстве в послевоенной белорусской деревне. Мне они настолько понравились, что я решил познакомить читателей с отрывками из этой книги)
Даже при выполнении таких работ, как уборка ржи, молотьба и тому подобное, всегда «проявлялась забота» и самые пыльные участки отдавались женщинам.
Рожь в послевоенной Белоруссии была одной из основных зерновых культур. Озимая рожь хорошо переносит морозы и частые весенние заморозки. Уборка ржи была одной из самых тяжелых деревенских работ. Дело в том, что рожь росла высотой до полутора метров, и была, как правило, очень засорена васильками. Васильки - цветок красивый, но и сорняк серьезный. Если уж он на поле завелся, то рано или поздно поле станет небесно-голубым, но малоурожайным. По способности размножаться он не уступит, пожалуй, даже чемпионам по невыводимости: пырею, одуванчику, сурепке и крымским макам.
Убирать рожь существовавшими тогда комбайнами было невозможно. Поэтому существовали два способа уборки ржи: лобогрейкой (при помощи двух лошадей) и серпом, врученным женщине. Поскольку жатка (лобогрейка) в колхозе была одна и с существующим объемом работ не справлялась, то основной ударной силой при уборке ржи были… понятно кто.
Каждой женщине устанавливалась дневная норма жатвы, примерно, четыре сотки. Работать нужно все время согнувшись, периодически выпрямляясь только для того, чтобы связать сноп и поставить его в бабку. А дело ведь было в июне–июле и работы велись только в солнечную погоду. Поэтому обмороки и солнечные удары случались довольно часто. В таком режиме женщина должна была работать на колхозной ниве всю шестидневную неделю.
(Полный вариант книги Ивана Губаря "Однажды в детстве, после войны" можно прочесть здесь - https://author.today/work/61027)