Добрейшего всем дня! Уверена, что каждый из нас не раз слышал выражение "человек-солнце". Чаще всего это ассоциируется с детьми, которые еще не озабочены тяготами взрослой жизни и лучатся светом и добротой. Но и среди взрослых людей, хоть и намного реже, встречаются такие, чей внутренний свет не смогли заглушить никакие проблемы и неприятности.
И моя сегодняшняя гостья - яркий пример такого человека-солнышка. Яркая, красивая, обаятельная, отзывчивая - и в то же время не потерявшая внутренний стержень, умеющая бороться и достигать своих целей, несмотря ни на что. Рада представить вам талантливую мастерицу из Москвы Наталью Березовскую.
С чего началась любовь к рукоделию в целом и когда началось увлечение бисером?
Мне кажется, что любовь к рукоделию у меня зиждется где-то на генном уровне. Мой отец был краснодеревщиком - ценил прекрасное, умел и любил работать руками. Я помню великолепную мебель, которую он сделал для своей семьи, то есть для нас. Буфет и обеденный стол до сих пор “живут” в дачном доме наших ближайших родственников. И мне тоже всегда хотелось что-то делать собственными руками. В школьные годы я посещала различные рукодельные кружки. Я делала панно из соломки, шила мягкие игрушки, вязала и вышивала, плела цветы из бисера и пробовала вязать узлы макраме. Потом, уже в зрелом возрасте, имея детей, я продолжала использовать свои рукодельные способности во благо собственной семьи. Шила и вязала для детей, занималась объемной вышивкой одежды для себя и на продажу, тем самым поддерживая свое финансовое положение, особенно в начале лихих 90-х годов. И мое увлечение бисером началось в общем-то банально. В 1995 году я предполагала пойти еще в один декрет и искала себе возможность подработки на период вынужденного сидения дома. Поэтому объявление в газете о наборе на курсы бисероплетения привлекло мое внимание. Для начала я посетила выставку работ учеников преподавателя, Осиповой Светланы Борисовны. Очень многое мне понравилось. К тому же в объявлении было сказано, что после окончания курсов можно будет иметь подработку здесь же. И я туда пошла. Но к окончанию обучения поняла что подрабатывать там я не стану. Не стану копировать изделия “хозяев” на их условиях, так как уже начала создавать свое.
Судьбе было угодно, лишить меня третьего ребенка, но увлечение бисером осталось, и даже перешло в хроническую форму. С того времени я не мыслю себя без этого творчества. Каждую свободную минуту я стремлюсь заполнить с его помощью. Когда я беру в руки иголку с ниткой, то реальный мир вокруг растворяется, а в руках начинает рождаться чудесное творение - результат моего воображения. Вдохновение берется ниоткуда и отовсюду: это может быть увиденная картина, солнечный день, услышанная песня или просто хорошее настроение. В основном мои бисерные изделия появляются без предварительной схемы и, как правило, они в единственном экземпляре.
Так уж получилось, что я не умею рисовать, хотя с 2012 года являюсь Членом Творческого Союза Профессиональных Художников. За эти годы я неоднократно участвовала в специализированных выставках в России и за рубежом и, без ложной скромности и с удовольствием могу констатировать, что время от времени мои работы получали призовые места на конкурсах декоративно-прикладного творчества.
Какое направление в бисере привлекает больше всего? Вышивка, плетение или все, что угодно, в зависимости от идеи?
Конечно все зависит от идеи. Но, если поначалу я в основном плела, то в нынешние времена в основном вышиваю. Почему так получается? На этот вопрос сложно ответить, но мне кажется, что вышивка дает больше возможностей использования в создании одного изделия различных материалов, разных фактур, разного размера бисера и других элементов. И я чувствую себя художником “с кисточкой у мольберта”. Причем я имею сейчас ввиду не вышивку картин по канве, а именно создание украшений в технике вышивки.
К вышивке по канве я тоже питаю нежные чувства и у меня есть любимые вещи из этой серии. Но их немного, потому что создание большого полотна занимает очень много времени.
Но чтобы это ни было, я всегда придерживаюсь одного принципа - все, что я создаю, должно быть функционально. Украшения должны носиться, предметы интерьера должны использоваться по назначению.
На Бисер.инфо Вы были одним из заметных мастеров, Ваш мастер-класс по подбору цветов бисера для вышивки и сейчас там сохранился, и не так давно я его благополучно перенесла в более безопасное место, на эту платформу. А как сейчас обстоят дела с обучением начинающих мастериц и созданием мастер-классов?
Несколько лет назад я устроилась на работу в Леруа Мерлен, так чтобы быть поближе к дому и иметь возможность ухаживать за престарелой мамой. В этом были свои плюсы для домашних дел, но минусы для творчества. Конечно я не прекратила заниматься любимым делом, но обучать кого-либо, проводить мастер-классы стало практически невозможно из-за “плавающего” графика работы. Но на протяжении, примерно, пяти лет, я сотрудничаю с фирмой “Гамма” в создании фото мастер-классов, которые затем публикуются в каталогах фирмы. А в 2016 году вышла в свет книга “Волшебный ларец”. Я принимала непосредственное участие в работе над ней и являюсь одним из авторов. У нас получился прекрасный учебник для желающих познакомиться с разными направлениями в бисероплетении, вышивке и работе с кожей. Книга доступна для продажи. Для этого достаточно связаться со мной по телефону или зайти в мой интернет-магазин на Ярмарке мастеров. https://www.livemaster.ru/mirabel?view=profile
Конечно, накопив за многие годы огромный багаж знаний и опыта, я готова поделиться своими знаниями. Для этого теперь есть и желание, и время, и место, поскольку я ушла с официальной работы на пенсию. Для желающих поближе познакомиться, предлагаю проведение мастер-классов по предварительной записи по телефону +79268805203
Какие свои украшения Вы считаете самыми любимыми?
Изделия, которые рождаются в руках мастера, дороги ему, как собственные дети. И конечно очень сложно назвать наиболее любимые. Но, пожалуй есть такие, которые помнишь всегда.
Колье “Карибия” заняло 2 место в конкурсе “Современное прочтение бисера” в Калининграде 2012 г.
Колье “Тайны мироздания”, кулон “Бахайские сады” и кулон “Знак огня” находятся в частных коллекциях Германии, Израиля и России.
Комплект “Шехерезада” после конкурса “Фарбы душы” остался в Минске в частной коллекции.
Случались ли ситуации, когда конечный результат разочаровывал? И если да – как дальше поступали с этим украшением?
Конечно такие ситуации были и не раз. Я думаю, что этого не избежал ни один мастер в своей творческой жизни. Это нормальное явление. Бывает, конечно обидно. Я откладываю такое изделие в сторону на некоторое время, пытаюсь перенаправить энергию на что-то другое. Но мысль все равно работает - возможно что-то изменить, исправить или нет? И если не нахожу варианта для исправления положения, то приходится прибегать к радикальному методу - разрезать, расплетать, переделывать, переосмысливать.
Нередко Ваши украшения объединены в коллекции. Можете ли поделиться секретами, на чем можно выстроить идею, чтобы вместо кучки красивых, но разноплановых украшений получить нечто более цельное и более привлекательное с точки зрения тех же выставок? Что может связать несколько работ в единую коллекцию?
Вариантов для создания коллекции может быть множество. Объединить изделия может, например, цветовая гамма и определенная техника плетения, или единая тема, в направлении которой работает творческая мысль. Или можно найти некий элемент “изюминку” среди материалов. Например, такой изюминкой для меня стала ручная роспись по камню. Не так давно я познакомилась с художницей из Жостово, Екатериной Головиной, и попросила ее разрисовать мне несколько кабошонов в традиционной жостовской технике. Сейчас я делаю украшения с этими камнями, объединяя все изделия в единую коллекцию “Русский сувенир”.
В свое время у меня была коллекция галстуков, коллекция бутылок в “бисерной одежде”, коллекция брошек-матрешек, коллекция украшений с камеями...
Во времена «Чудесных мгновений» Ваши работы нередко можно было увидеть в журналах, в том числе и в «Модном», существующем и по сей день. А как обстоят дела с публикациями сейчас?
К сожалению, в “Чудесных мгновениях” так и не случилось ни одной моей публикации. Мои работы были напечатаны в “Модном”, “Все для женщины”, “Модное рукоделие”. Была публикация в сборнике “Мастера современного искусства” в 2013 году. И, как я уже говорила, в 2016 году я стала соавтором книги “Волшебный ларец”, над созданием которой работали 5 мастеров - членов Некоммерческого партнерства “Вольные мастера” : Галина Гребенщикова, Галина Боровая, Ольга Чайковская, Альбина Полянская и я. К сожалению, многие журналы закрылись, для них настали тяжелые времена. Благодаря фирме Гамма в журналах “Лена” и “Формула рукоделия” время от времени публикуются наиболее удачные мои фото-мастер-классы.
Насколько для Вас важно мнение со стороны о Ваших работах и как Вы относитесь к критике, если приходилось с ней сталкиваться?
Конечно мне важно мнение со стороны, иначе я бы никому не показывала своих работ. Я ведь не только для собственного удовольствия творю. Мне хочется, чтобы люди покупали и носили мои украшения, любовались бы картинами и сувенирами. И к критике я отношусь нормально, если она конструктивна. Я готова обсуждать и принимать во внимание чужое мнение. Это означает, что люди заинтересованы во мне как в мастере и я не зря трачу свои силы, время, энергию, эмоции. Не зря вкладываю душу в свои творения.
Я помню Вас как активную участницу различных бисерных тусовок и выставок и очень общительного человека. Тем не менее, Вас не видно на новых бисерных площадках, созданных после развала БИ. Почему?
Я по прежнему открытый и общительный человек. Не хочется повторяться, но как я уже говорила выше, на протяжении нескольких лет я вынуждена была довольствоваться малым из-за нехватки времени по рабочему графику. Мои работы выставлялись на различных выставочных площадках, благодаря друзьям и коллегам по мастерству - партнерам Творческой мастерской “Вольные мастера”, но чаще всего без моего личного участия. Но жизнь еще не кончается и всегда можно начать все заново. Как говорится - пенсия, это вторая молодость. Так что у меня еще все впереди!
Бывает ли у Вас творческая депрессия и если да, как Вы ее преодолеваете?
Творческая депрессия… Да, бывает. Чтобы выйти из этого состояния, мне необходимо получить заряд положительных эмоций и, как правило, я его получаю из новых впечатлений. Это может быть экскурсия по Москве, поход в театр или на выставку, поездка за город или в путешествие. А если ничто из этого недоступно, то я начинаю просматривать фотографии со своих поездок или репортажи с наших выставок, предаюсь приятным воспоминаниям и таким образом из недр памяти всплывают задумки, проекты, которые в силу различных обстоятельств не были реализованы. Начинаю их обдумывать и депрессия сама собой отходит на второй план и далее.
Мой традиционный вопрос: расскажите о самом приятном и самом неприятном моментах в жизни, непосредственно связанных с рукоделием.
Впервые свои работы я показала в интернет-конкурсе в 2003 году. Это был большой международный конкурс. В тот раз я не получила никакого призового места. Но это был самый приятный вдохновляющий момент, потому что 6 моих работ оказались в первой десятке лучших. А вот самый неприятный момент я не могу вспомнить и сформулировать. Моя психика, видимо, настроена таким образом, чтобы не помнить ничего плохого. Я для этого слишком позитивный человек.
Ваше пожелание начинающим рукодельникам.
Я желаю прежде всего ТЕРПЕНИЯ. Потому что в нашем деле, какое бы направление в творчестве вы не выбрали, успех на 90% зависит от терпения. У меня в свое время родился афоризм, который я не устаю повторять: “Если бы у меня было столько денег, сколько терпения, то я была бы самой богатой женщиной”. Если вы хотите чего-то добиться, никогда не опускайте руки, несмотря ни на что. Удача и успех обязательно придут, но только к тем, кто будет терпелив.
От автора. Для тех, кто хочет больше узнать о творчестве Натальи:
Интернет-магазин на Ярмарке Мастеров
Телефон +79268805203
И приглашаю еще полюбоваться красотой!