Этой весной рыночные условия круто изменились: многие покупатели отказались от офлайн-покупок и ушли в онлайн. Если вы давно хотели открыть свой интернет-магазин, то сейчас самое время. Наша инструкция поможет начать онлайн-продажи.
1. Регистрация бизнеса
Если вы хотите продавать товары онлайн, необходимо выбрать подходящую форму бизнеса. Для этого нужно учесть тип товаров, которые вы будете продавать, предполагаемый годовой оборот, наличие работников и другие нюансы. Расскажем о двух самых популярных организационно-правовых формах для открытия интернет-магазина: ИП и ООО.
Для индивидуального предпринимательства можно отметить следующие положительные моменты:
- Упрощенная процедура регистрации, которая не требует вмешательства профессионального юриста. Фактически для оформления нужен лишь паспорт, номер ИНН, заявление на регистрацию и квитанция об оплате государственной пошлины. Регистрация ИП занимает от 3 рабочих дней.
- Более простое ведение кассового учета: можно обойтись без штатного бухгалтера, поскольку весь учет заключается в заполнении стандартных форм. Также ИП могут без ограничений снимать наличные со своего счета.
- Легкий и непродолжительный процесс ликвидации предприятия. Закрыть ИП так же просто, как открыть.
Главный отрицательный момент ИП – это то, что учредителем может быть только один человек, а не несколько со своими долями в бизнесе. А если у индивидуального предпринимателя остаются обязательство перед кредиторами, то он может потерять автомобиль или недвижимость.
Также для ИП сложнее зарегистрировать товарный знак или бренд, а крупные поставщики предпочитают сотрудничать с ООО.
Среди преимуществ ООО нужно отметить следующие:
- Более надежная защита прав на имущество. Учредители ООО несут ответственность перед долговыми обязательствами в рамках своей доли в уставном капитале, а в уставной фонд могут входить не только денежные средства, но и активы материального и нематериального типа.
- Возможность избежать налоговых платежей, если ООО работает без прибыли. Саму прибыль можно распределять среди учредителей ООО не всегда пропорционально размеру доли.
- В устав ООО можно внести запрет на продажу долей тем лицам, которые не являются учредителями. А каждый желающий можно выйти из круга учредителей в любое время (но процедура займет 4 месяца).
К минусам ООО нужно отнести то, что учредители не могут выводить деньги напрямую, все изменения должны протоколироваться, а открытие и закрытие ООО происходит намного дольше, чем ИП. Сама процедура регистрации ООО достаточно сложная.
Для регистрации ООО вам необходимо подать в налоговую:
1. Протокол (решение) об учреждении ООО.
2. Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме P11001.
3. Устав ООО в двух экземплярах.
4. Оплаченную квитанцию государственной пошлины за регистрацию юридического лица.
5. Копию свидетельства о праве собственности на помещение.
6. Гарантийное письмо от собственника помещения (если помещение принадлежит не вам).
При закрытии предприятия могут возникнуть юридические трудности. Например, процесс ликвидации ООО занимает примерно 4 месяца, а может растянуться и на год. Вам предстоит трижды подать заявление в налоговую, два раза подготовить бухгалтерский баланс и сделать одну публикацию в СМИ.
2. Выбор ниши
Выбор ниши – это самый ответственный этап, ведь от этого зависит успех всего предприятия. Сейчас продавать через интернет можно практически что угодно: продукты питания, промтовары, бытовую технику, одежду и обувь.
Если у вас есть готовый офлайн-бизнес с наработанной клиентской базой, а товары можно доставлять в онлайн-режиме, то будет выгоднее остаться в своей нише.
А если хотите попробовать себя в новом деле, можете поступить следующим образом:
1. Выбрать популярное направление. В этом случае без прибыли вы не останетесь, но получите множество конкурентов, среди которых и тех, кто уже давно обосновался на рынке.
2. Выбрать малоизвестное или новое направление. Тогда конкурентов почти не будет, но придется вкладываться в рекламу, чтобы о вашем товаре узнали.
Чтобы определиться, посмотрите статистику по запросам и отталкивайтесь от полученных данных. Например, статистика службы доставки Boxberry показывает, что чаще всего клиенты заказывают следующие виды товаров:
- Косметика и БАДы;
- Подарки и сувениры;
- Товары для ремонта;
- Одежда и обувь;
- Детские товары.
Также при выборе ниши важно учесть вопросы, связанные с закупкой товара, съемкой каталога и организации хранения продукции, которую вы хотите продавать. Например, чай и кофе требуют определенной влажности в помещении, а скоропорт – наличия холодильного оборудования. Уделите большое внимание финансовой стороне вопроса, чтобы грамотно планировать и распределить бюджет.
3. Создание сайта
Сайт бренда был и остается сильным рычагом воздействия. Он служит источником максимальной и полной информации для покупателей, позволяет использовать любые методы привлечения, а также дает возможность собирать данные для аналитики и выстраивания бизнес-стратегии.
Для осуществления онлайн-продаж:
- Можно использовать любые соцсети. Например, создать страничку вашего магазина в VK или Instagram.
- Можно воспользоваться конструктором, создать одностраничный сайт с вашими контактами и принимать заказы по электронной почте.
- Создать и более сложный сайт — с продукцией, карточками товаров и их описанием. На это уйдет чуть больше времени, но такой полноценный магазин — отличный задел на будущее. Такие сайты создаются с помощью конструкторов интернет-магазинов.
Третий вариант оптимальный: вы создаете полноценный интернет-магазин с возможностью расширения в будущем. Современные конструкторы интернет-магазинов помогают максимально автоматизировать продажи – вам не придется выполнять лишнюю ручную работу и использовать множество сторонних инструментов, как в случае торговли через соцсети или лендинги.
Конструкторы интернет-магазина бывают двух типов: коробочные и облачные.
Коробочные решения устанавливаются на ваш сервер, а облачные предоставляются вам на условиях аренды и хостятся на удаленном сервере. Преимущество коробочных конструкторов в том, что платформа принадлежит вам и никому больше – у вас есть доступ ко всем функциям системы, структуре платформы, настройкам сервера и коду. Это обеспечивает полный контроль над интернет-магазином, в отличие от облака.
При выборе платформы для интернет-магазина, уделите особое внимание функциональности, которая доступна по умолчанию. Чем больше полезных функций и интеграций – тем лучше. Так вы сэкономите время и деньги на расширении сайта электронной коммерции в будущем. Мастхэв-фишки правильного конструктора интернет-магазина:
- Гибкое управление каталогом. Движок интернет-магазина должен предоставлять возможность гибко настраивать опции, фильтры, характеристики и вариации товаров. Важно, чтобы каталог можно было заполнять и обновлять с помощью импорта файла от поставщика.
- Гибкое управление заказами. Менеджеры должны быстро обрабатывать заказы и создавать их вручную по запросу клиента. Чтобы не возникло путаницы при больших объемах заказов, нужны статусы, которые можно настроить в зависимости от особенностей вашего рабочего процесса.
- Интеграция с онлайн-кассами. Интернет-магазин должен соответствовать законам РФ сразу после запуска. Сейчас важно, чтобы магазин как минимум работал с онлайн-кассами (54-ФЗ) и запрашивал у клиентов подтверждение на обработку персональных данных (152-ФЗ).
- Работа с российскими бизнес-сервисами. CMS для интернет-магазина должна работать с российскими приложениями аналитики, складского учета, бухучета, отечественными службами доставки и оплаты. Особенно важна интеграция с 1С и Яндекс.Маркетом.
- Встроенные инструменты маркетинга. Смотрите, чтобы конструктор интернет-магазина позволял создавать промо-акции для покупателей: скидки в зависимости от стоимости корзины, бесплатная доставка при достижении определенного размера чека, подарки при покупке определенного товара и т. д. Система бонусных баллов и подарочные сертификаты — также неотъемлемые фишки современного интернет-магазина.
- Удобная страница оформления заказа. Чекаут – важнейшая часть интернет-магазина. Здесь все решается. Страница оформления заказа должна быть лаконичной, без лишних полей. Чем проще оформить заказ – тем больше вероятность сделать продажу. Гибкая настройка страницы чекаута будет преимуществом.
- Возможность доработки скрипта интернет-магазина под себя. Доступ к исходному коду платформы будет огромным преимуществом. Открытый код означает наличие множества готовых дополнений для интернет-магазина, а также широкие возможности разработки узконаправленных функций конкретно для вашего бизнеса. Это возможно только в коробочных конструкторах.
Пример популярного коробочного конструктора интернет-магазина с богатой функциональностью по умолчанию – CS-Cart. Эта CMS для интернет-магазина уже много лет удерживается в топ-3 платформ для электронной коммерции в российских рейтингах.
CS-Cart поддерживает все вышеперечисленные функции + еще 500 других. Движок интегрирован с популярными сервисами доставки, в том числе с Boxberry, и сервисами оплаты, включая Яндекс.Деньги, Сбербанк, Robokassa, Webmoney, QIWI и другими.
Сейчас лицензию CS-Cart можно купить со скидкой 10%. Свяжитесь с отделом продаж CS-Cart и назовите кодовое слово:
БОКСБЕРРИ
10% скидка на CS-Cart
Как сообщить о том, что ваш магазин продолжает работать в онлайн-формате? Сделать рассылку по своей базе клиентов. Расскажите им, что вы продолжаете работать. И поделитесь ссылкой на ваш сайт, где можно оформить заказы.
Если у вас нет базы клиентов, повесьте объявление с адресом сайта на месте своего онлайн-магазина и донесите до покупателей, что вы не закрылись и продолжаете работу.
4. Настройка онлайн-кассы
Кассовый аппарат, который стоит на прилавке вашего офлайн-магазина, не подходит для приема платежей на сайте. Для онлайн-продаж необходимо устройство, интегрированное с самим интернет-магазином, платежной системой и расчетным счетом.
Также онлайн-оплата будет способствовать выкупаемости товаров. Статистика показывает, что люди, которые не вносят предоплату за товары, чаще отказываются от заказа.
Настройте облачную кассу на вашем сайте. Кассовый аппарат и фискальный накопитель в этом случае представляют собой компьютерную программу. Вы интегрируете ее с сайтом, расчетным счетом, системой оплаты и начинаете торговлю. При каждой транзакции облачная касса в автоматическом режиме отправляет электронные чеки в налоговую и покупателю.
5. Штат сотрудников
В одиночку справиться с работой целого интернет-магазина будет сложно. Поэтому важно укомплектовать сотрудниками для осуществления разного рода обязанностей.
Менеджер по работе с клиентами будет обрабатывать входящие заявки и заниматься поиском новых клиентов. На первых порах эту функцию может выполнять сам владелец интернет-магазина, но по мере роста количества заявок и продаж появится потребность в одном или нескольких сотрудниках.
Бухгалтер должен помочь определиться с системой налогообложения, чтобы сократить расходы на налоги и прочие издержки. Также бухгалтер ведет своевременный учет всех бухгалтерских документов, расходов и доходов и вовремя отчитываться в налоговой.
Менеджер по закупкам отвечает за работу с поставщиками: анализирует продажи и занимается поиском самых выгодных предложений по закупкам товара. А также следит за поставками товара, контролирует качество продукции и оформляет сопроводительные документы.
Контент-менеджер следит за наполнением сайта: заполняет карточки товаров, куда вписывает описание и характеристики, публикует информацию об акциях и специальных предложениях вашего интернет-магазина и актуализирует наличие товаров на сайте.
Техподдержка сайта следит за тем, чтобы работа интернет-магазина была быстрой и бесперебойной. Такую работу может осуществлять программист или сторонняя команда разработчиков.
6. Организация доставки
Конечно, вы всегда можете создать собственную службу доставки: нанять курьеров, закупить или арендовать транспорт. Самый главный минус в том, что самостоятельно можно обеспечить доставку в рамках города, максимум области.
Поэтому лучшим решением будет подключение доставки при помощи готовой интеграции с проверенной компанией. Одна из таких служб – компания Boxberry. С помощью Boxberry вы можете отправлять заказы как в рамках одного города, так и в любой регион России. Это более 3500 пунктов выдачи и курьерская доставка в 1300 населенных пунктов.
Boxberry предлагает автоматизированный информационный обмен: вы интегрируете готовые IT-решения на сайт своего интернет-магазина и даете клиентам возможность получать заказы с помощью службы доставки Boxberry. Модули для популярных CMS бесплатно доступны для скачивания на сайте Boxberry.
Информацию о заказах можно вносить в удобном для вас формате в личном кабинете интернет-магазина. Здесь можно распечатывать ярлыки и акты приема-передачи, а также отслеживать отправления в режиме онлайн.
Деньги на расчетный счет интернет-магазина приходят строго в указанный договором срок: еженедельно, подекадно или ежемесячно.
Всем новым клиентам служба доставки Boxberry дарит скидку 25% на отправку заказов по базовому тарифу. Зарегистрируйтесь в личном кабинете интернет-магазина, активируйте промокод START25 и отправляйте товары по всей России по сниженной цене.
7. Реклама
Коротко расскажем об основных способах привлечения клиентов:
Поисковое продвижение. По статистике больше онлайн-пользователей переходят на сайты, которые ближе всего к первому месту в поисковых системах (таких как Яндекс или Google). Здесь вам пригодятся знания по SEO оптимизации.
Контекстная реклама. Блоки такой рекламы можно увидеть в поисковых системах или на других сайтах. Механизм их показа учитывает ваши предыдущие действия в интернете. Например, если вы искали зоотовары, то в этих блоках в дальнейшем вам будет показываться реклама сайтов с товарами для животных.
«Сарафанное радио». Этот элемент продвижения зависит от ваших действий и от уровня клиентского сервиса. Здесь действует следующая формула: каждый довольный покупатель приводит троих, а каждый недовольный уводит десятерых.
Вывод один: следите за скоростью обработки заказов и уделите особое внимание вопросам, связанным с доставкой.
Развивайте свой бизнес вместе с проверенной компанией: подключайтесь к Boxberry!