Айболит-66. СССР, 1967. Режиссер Ролан Быков. Сценаристы: Ролан Быков, Вадим Коростылёв (по мотивам сказки «Доктор Айболит» К.И. Чуковского). Актеры: Олег Ефремов, Ролан Быков, Лидия Князева, Евгений Васильев, Фрунзик Мкртчян, Алексей Смирнов, Леонид Енгибаров, Раднэр Муратов, Илья Рутберг, Игорь Ясулович и др. 17,0 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
"Айболит-66", пожалуй, один из самых экспериментальных российских фильмов 1960-х. Ну, где еще, скажите на милость, экран превращался то в треугольник, то в ромб, или в иную геометрическую фигуру? А где еще персонаж мог безмятежно повесить свой зонтик за рамкой кадра? Словом, экранизация знаменитой сказки Корнея Чуковского о добром докторе Айболите получила яркую и неординарную трактовку. Олег Ефремов казался идеальным экранным Айболитом, воплощающим абсолютное и наивное Добро, а Бармалей в феерическом исполнении Ролана Быкова в окружении своих экзотичных подручных (Фрунзик Мкртчян и Алексей Смирнов) представал символом вредного, но не слишком страшного Зла. И все это с песнями, танцами, эксцентрическими трюками и комедийными гэгами! Но... Для детей эта музыкально-комедийная притча о том, что хотя "нормальные герои всегда идут в обход", Добро обязательно должно победить Зло, оказалась слишком сложной и условной по форме и философии. А большинство взрослых зрителей сочли быковского "Айболита-66" слишком театральным и... детским...
Выход «Айболита-66» на экран в апреле 1967 вызвал бурную дискуссию в кинопрессе.
Сразу несколько статей об этом фильме было опубликовано в журнале «Искусство кино».
Литературный и кинокритик Бенедикт Сарнов (1927-2014) очень точно подметил, что «Ролан Быков решил сделать (и это ему удалось) фильм о бессилии Зла. Совершенно сознательно он персонифицировал все силы мирового Зла в образе тщедушного, жалкого, откровенно ничтожного (во всех смыслах этого слова) человека. Он как бы решил снять Зло с того пьедестала, на который оно было невольно возведено горьким опытом человечества» (Сарнов, 1967: 22). Сарнов Б.М. Добрый человек из Сезуана и добрый доктор Айболит // Искусство кино. 1967. № 3. С. 18-22.
Ему вторила кинокритик Людвига Закржевская: «Это очень хорошо – убедиться, что в общем-то можно справиться и со стихиями и с бармалеями. Это очень полезно – стать реалистами. В этом и мудрость и современность той сказки, которую нам рассказал Ролан Быков» (Закржевская, 1967: 28). Закржевская Л.Ф. Мудрость сказки // Искусство кино. 1967. № 3. C. 27-28.
Любопытно, что при этом образ Айболита в фильме ассоциировался с «типом ученого-интеллигента, который не столько обличает псевдоученых (бармалеев в науке), шельмующих его, сколько продолжает развивать науку» (Бременер, 1967: 30). Бременер М. Разумное, доброе, вечное… // Искусство кино. 1967. № 3. С. 29-30.
Разумеется, на фильм «Айболит-66» откликнулась и региональная пресса. К примеру, кинокритик Валерий Кичин писал, что «сказка рассматривает человеческие взаимоотношения в их чистом виде; она может позволить себе забыть о бытовом правдоподобии, и потому ее арсенал сказочно богат: гипербола и фантастика, чистая философия, чистая публицистика, детская наивность – не глупая наивность, а наивность мудрая, бескомпромиссная. Все это таится в недрах ее волшебного мешка, и от таланта факира зависит вызвать их к жизни. Ролан Быков выпускает на волю сразу всех своих джинов, и они строят ему ошеломляющий богатством выдумки фильм – «Айболит-66» (Кичин, 1967). Кичин В. Мудрые джины из мира фантазии // Вечерний Свердловск. 1967. 13.05.1967.
Уже в XXI веке кинокритик Евгений Нефедов обратил внимание на своего рода диалог Ролана Быкова с Федерико Феллини и его знаменитым фильмом «8 1/2», так как «идея с обескураживающим раскрытием кинематографической условности, когда в кадр попадают члены съёмочной группы (вплоть до оператора с кинокамерой), снимаемые объекты оказываются декорациями, исполняемые хором песни оборачиваются чуть ли не брехтовскими зонгами и т.д., восходит к небезызвестному шедевру маэстро. Наличествует даже прямая, пусть и окрашенная в иронические тона, цитата – бодро шагающая (провожающая Айболита), группа паяцев, танцующая и музицирующая, почти как в финале «8 1/2» (1963)» (Нефедов, 2017). Нефедов Е. «Айболит-66» // All of Cinema. 28.03.2017. http://allofcinema.com/aybolit-66-aybolit-66-1967/#ixzz6PhooZ9la
Я согласен с киноведом Ниной Спутницкой, «картина стала настоящим кинематографическим выражением творческого кредо мастера. Смелое использование буффонадных приемов, театрализация кинематографического действа, элементы комедии дель арте, балагана, цирка - в полной мере мотивы, характерные для творчества Быкова. «Айболит-66» … стал произведением новаторским, как по драматургии, так и по форме. Быков использует вариоэкран, меняющий размеры и композицию кадра. … «Айболит-66» стал этапным фильмом в истории детского кино и своеобразным проявлением экранного постмодернизма. Быкова обвиняли в излишней художественной экзотичности, в «двухадресности»… Но режиссер отказывался воспринимать детство как замкнутый космос, как некую стерильную, изолированную от обыденного мира реальность» (Спутницкая, 2010: 92). Спутницкая Н. Быков Роланд Анатольевич // Кино России. Режиссерская энциклопедия. М.: НИИК, 2010. С. 91-94.
А Вы видели «Айболит-66», уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020