Амурские краеведы вышли с инициативой создания мемориального комплекса на старинном кладбище в областном центре, чтобы восстановить память о захороненных в этом месте предках многих горожан.
О старом кладбище сейчас мало что напоминает. Надгробий и памятников почти не осталось. И проходя мимо стихийной свалки и гаражей, не каждый обратит внимание на захваченные зеленью и временем могильные плиты. А ведь полтора века назад здесь был основан первый в Благовещенске некрополь, который занимал 2 квартала.
Сегодня это место забвения сотен нашедших здесь последнее пристанище первых жителей города. Руслан Башмаков вошел в группу общественников, которые пытаются восстановить историческую справедливость. Вспоминает, ребенком вместе с отцом часто ходил на Вознесенское кладбище, чтобы увидеть памятники ритуального искусства.
«Это кладбище, по своей красоте его можно сравнить с парижским кладбищем или с Лондоном. Потому что памятники были красоты неописуемой. Ничего подобного ни в Иркутске, ни во Владивостоке, ни в Хабаровске просто не было. Настолько красивые были могилы. Это были и красивые ангелы, и зеленый камень», - рассказал общественник Руслан Башмаков.
Вознесенское кладбище основано в 1862 г., спустя 4 года после признания Благовещенска городом. Как отмечают краеведы, это был настоящий музей под открытым небом. Здесь хоронили золотопромышлеников, купцов и знатных людей. Их родные не скупились на надгробия тонкой работы из Европы. Среди склепов возвышались храм и часовня. После революции это место привлекло вандалов. Последние захоронения здесь датируются 60 годами прошлого века.
«Люди приходили бомбили, разрушали, грабили склепы. Дом художника вывозили мраморные, гранитные плиты к себе, из которых делали поделки. Поэтому не удивляйтесь, у кого-то может быть мраморная или гранитная поделка дома или на работе с могильных плит на Вознесенском кладбище», - сообщил краевед Евгений Литус.
Сегодня историческая часть кладбища даже не отмечена на городской карте. Но несмотря ни на что, Борис Фролов постоянно навещает своих предков. Здесь покоятся его родной и двоюродный дедушки. Леонид Кросс был революционером и входил в состав городского совета. А ссыльный Иван Монучаров работал в благовещенской газете. Пенсионер ухаживает и за могилой товарища деда, хоть и имя его не известно. В начале нулевых Борис Николаевич заменил разрушенные надгробья новыми памятниками, чем вызвал непонимание со стороны городских властей, поскольку захоронения находятся у дороги на Октябрьской. Со временем их огородили.
«Здесь экскаваторы рыли землю, прокладывали трубы, прям по кладбищу. Экскаватор выворачивал кости, гробы, обшивку, одежка полуистлевшая. Мы с дядькой приехали, посмотрели на это все. Мы спустились в траншею. Своими глазами видели все это. Мы решили установить памятники, чтобы нас тут не сравняли бульдозером», - рассказал Борис Фролов.
Если полтора века назад кладбище находилось за пределами города, то со временем оказалось в самом его центре. На части разграбленного погоста построили дорогу, дома, административные здания. Остался необольшок клочок истории, который нужно сохранить, уверены краеведы.
«На первом этапе мы предлагаем ограничиться небольшим участком территории, который вполне по силам рекультивировать. Мы надеемся на помощь общественности, меценатов, неравнодушных граждан, на предпринимателей. На всех тех, кто понимает, что совершено какое-то историческое преступление. Да, не мы разрушили его, но в наших силах его восстановить», - рассказал общественник Дмитрий Евсеев.
Инициативу краеведов поддержали в мэрии. Первым делом направив на Вознесенское кладбище технику, чтобы убрать мусор. Также городские власти провели ревизию - здесь больше 200 незаконно установленных гаражей.
«Порядок там следующий: мы сейчас на все эти гаражи развесим предписания, там порядка 10 дней оно должно быть. Если собственник до этого дня не установлен, то у нас есть все полномочия, мы будем этим заниматься. Вывоз гаражей на нашу территорию. Полгода если собственник не объявляется, то эти гаражи подлежат реализации с торгов. И это поступление в бюджет», - сообщил заместитель мэра Благовещенска Игорь Берлинский.
Активисты планируют продолжить восстановление Вознесенского кладбища после снятия всех коронавирусных ограничений. Выбрать оптимальный вариант решено на общественных слушаниях в "Точке кипения".