До первого звонка осталось совсем немного времени. За плечами детский сад, впереди – школа.
Первый класс – важный и ответственный период в жизни каждого ребенка (да и его родителей). От того, как малыш воспримет свою новую роль ученика во многом зависит его дальнейшая школьная жизнь. Обучение (особенно в начальной школе) может стать праздником, местом реализации своих способностей, приятного общения с одноклассниками и учителями. А может превратиться в каждодневную пытку и каторгу. Уверена, что детей к первому классу обязательно надо готовить. На что стоит обратить особое внимание, читайте в статье.
Самостоятельность
Этот пункт, пожалуй, даже важнее, чем академические способности ребенка (умение читать-писать). Ведь в школе первоклашка сразу сталкивается с необходимостью обслуживать себя самому – без помощи родителей или нянечек и воспитателей, как в детском саду. Отношение к детям здесь уже другое. И они должны быть готовы.
К 7-летнему возрасту ребенка стоит научить следующему:
- быстро одеваться-обуваться, управляться с пуговицами, молниями и шнурками; ведь ребятам нужно будет самим снимать-надевать верхнюю одежду, переодеваться на физкультуру, менять уличную обувь на школьную и наоборот;
- следить за школьными принадлежностями: запоминать, какие предметы принадлежат именно тебе и не терять их;
- собирать портфель (даже если дома вы будете делать это за ребенка, в школе ему все равно придется действовать самостоятельно): аккуратно складывать учебники, убирать тетради в твердую папку, где они не помнутся, а карандаши и авторучки - в пенал;
- быстро и самостоятельно принимать пищу (знаю реальные случаи, когда родители даже в первом классе кормят ребенка с ложки), чтобы не быть тем последним, которого все ждут в столовой.
Учебные навыки
Чтобы минимизировать количество стрессов в первом классе и облегчить адаптацию, считаю, родители все же должны помочь ребенку с усвоением до этого момента базовых навыков. Это желательно сделать до первого класса и, конечно, в игре. Сейчас в продаже много ярких игровых обучающих пособий, которые обязательно вызовут у дошколят интерес.
Такой подготовленный малыш будет ощущать себя в школе увереннее. Признание учителей и одноклассников окрыляет и мотивирует, первоклашка с удовольствием идет на урок, чтобы в очередной раз блеснуть своими способностями и получить похвалу. Новый материал на этом фоне усваивается легко и быстро.
Итак, я считаю, что к первому классу ребенку хорошо бы уметь:
- читать – элементарно, так даже легче понимать написанные задания в учебниках и печатных тетрадях;
- писать – естественно, пока не прописью, а печатными буквами (мои оба сына почти с первых дней уже сами записывали в дневники задание печатными каракулями, то есть предполагалось, что дети сразу должны владеть этим навыком. Но они обучаются в лицее, не знаю, как дела обстоят в обычных школах);
- считать – уметь оперировать числами хотя бы в пределах десятка;
- рисовать – первоклашки очень много рисуют на всех уроках, хорошо бы, чтобы ваш ребенок мог к 7-ми годам узнаваемо изображать животных, людей и предметы;
- решать логические задачки – их в современных программах много, это очень интересный способ развития умственных способностей; лучше, если ребенок столкнется с ними еще до школы: таких заданий много в детских ярких журналах, они обычно увлекают юных читателей;
- лепить, рисовать, клеить – все это нужно для уроков труда, на которых первоклашке хорошо бы чувствовать себя уверенным и ловким, а не растерянным неумехой среди более умелых одноклассников;
- работать пальцами – детям очень полезно рисовать, лепить, разукрашивать, строить дома из Лего; ведь в первом классе им придется столкнуться с необходимостью много писать, у неподготовленных малышей при этом быстро устает и даже начинает дрожать рука.
Общение
Хорошие отношения с коллективом – залог комфортного пребывания в школе. С будущим первоклашкой стоит поговорить отдельно об общении с детьми. Особенно если он идет в школу не по прописке и окажется в классе с совершенно незнакомыми ребятами. Расскажите 7-летнему чаду о важности следующих моментов:
- взаимовыручка – готовность прийти на помощь однокласснику: предложить запасную ручку, если тот забыл ее (для этого можно специально давать своему ребенку несколько лишних), помочь с трудной задачей, подсказать правило;
- щедрость – не обязательно раздавать нужные самому ребенку вещи, а вот угостить друзей конфетой (я иногда специально для этого давала их своим детям) и почувствовать от этого радость можно;
- правильная реакция на провокации со стороны одноклассников – иногда игнорирование, иногда ответные «дразнилки» вроде «кто так обзывается, тот сам так называется», своевременное обращение к учителю, обязательный рассказ обо всех школьных конфликтах родителям;
- инициативность – друзей много у тех, кто придумывает интересные развлечения: пусть ребенок берет с собой иногда в школу игры или выучит заранее несколько веселых историй или детских анекдотов.