Ледокол «Ермак» один из первых ледоколов арктического класса принадлежащий русскому и советскому флоту.
Первая мысль о постройки такого судна и можно сказать его основателем был талантливый флотоводец и изобретатель Степан Осипович Макаров.
С. О. Макаров отправляет пояснительную записку в Морское министерство, где предлагает и описывает преимущества постройки ледокола, как не только для научно- исследовательских целей, но и также для военного предназначения. Этим проектом ледокола заинтересовался академик Дмитрий Иванович Менделеев, который сообщил об этом министру финансов Сергею Юльевичу Витте. С.Ю. Витте в этом проекте увидел экономическую выгоду, и позже при встрече с С.О. Макаровым окончательно убедился в строительстве данного ледокола.
В октябре-ноябре 1897 года выделяются финансы на постройку ледокола и создают специальную комиссию председателем которой назначают С.О. Макарова. В состав комиссию вошли также академик Д.И.Менделеев, адмирал Ф.Ф.Врангель, а также профильные специалисты. Данная комиссия разработала техническое задания, в котором указывались: характеристики, размеры, требования к непотопляемости и прочности конструкции, составлен перечень обязательного оборудования к установке.
По данному техническому заданию состоялся конкурс. В нем участвовали три фирмы:
- «Бурмейстер и Вайн» страна Дания;
- «Армстронг, Витворт и компания» страна Британия;
- «Пиллау» страна Германия.
Победу в этом конкурсе одержала фирма «Армстронг, Витворт и компания» страна Британия. 17 октября 1898 года корабль был спущен на воду.
Характеристика ледокола «Ермак»:
- Корабль имел 93 м. длины, со временем при модернизации он достиг длины 97 м;
- Водоизмещение корабля составляло 8 тысяч тонн;
- Он был оснащен тремя паровыми машинами по 2500л.с. в корме и одной в носу;
- Корпус ледокола был поделен 44-мя отсеками, что обеспечивало ему непотопляемость;
- На нем была установлена специальная спасательная магистраль, обслуживающаяся помпой 600 тонн в час;
- Все жилые помещения имели зимние тамбуры и двойные иллюминаторы, что обеспечивало тепло в каютах.
19 февраля на «Ермаке» подняли коммерческий флаг и поставили на баланс министерства финансов.