В данной заметке я выскажу свои мысли, как любитель музыки, хотя не являюсь знатоком.
Как прекрасны голоса солистов оперных театров! Особенно их интересно слушать, когда они выступают с сольными или групповыми концертами, в которых звучат арии из различных опер. Именно на таких концертах солисты часто начинают импровизировать, чего они не всегда, наверно, могут при исполнении арии в оперном спектакле: музыкальный руководитель или режиссер не позволяют. Сольные или групповые концерты позволяют вокалистам показать свое высшее мастерство, возможности своих голосов и глубокое своё личностное понимание смысла арии, т.к. исполнение арии в концерте заставляет солиста несколько по-иному, чем в оперном спектакле, направить внимание слушателя, чтобы слушатель поверил, что перед ним либо Онегин, либо дон Базилио, либо Мефистофель и т.п. не только по объявлению ведущего концерта, но и по оригинальному исполнению артиста, забывая про его концертный костюм.
Вот два примера исполнения Народным артистом СССР Юрием Гуляевым арии Роберта, герцога Бургундского, из оперы Чайковского "Иоланта". В записанном отрывке из оперы Гуляев динамичен, жестикулирует руками, быстро двигается по сцене, одет в соответствии с требованиями оперного либретто и представлениями художника оперного спектакля. Пение скоординировано с динамикой движения на сцене, что создает образ молодого повесы, уверенного в себе, которому очень понравилась Матильда. Наше внимание распадается на слушание музыки и наблюдением за действиями героя оперы, одеждой героя, декорациями.
В отрывке из концерта Ю.Гуляева в Московской консерватории несколько другая трактовка. При том же вокальном темпе ариозо видно, что артист сосредоточен больше на вокальной технике, движения очень строги и ограничены, одет как и подобает классическому певцу в концертах. Наше внимание полностью сосредотачивается на пении.
Каждый вид исполнения вносит оригинальное своеобразие, но независимо от этого выдающихся исполнителей можно с радостью слушать в операх, в концертах. К счастью, мне довелось послушать Ю.Гуляева в опере "Евгений Онегин" дважды в солных концертах. Внешняя легкость, непринужденность, музыкальность, широкий своеобразный (гуляевский) тембр голоса, четкая дикция (культура слова) Юрия Александровича буквально завораживали зал, хотя понятно, что за легкостью и непринужденностью исполнения стоят большой труд и выдающийся талант исполнителя.
Очень интересны для меня групповые исполнения оперных арий. Вот если послушать групповое исполнение арии дон Базилио о клевете из "Севильского цирюльника" Россини, то мы увидим и услышим, что певцы отходят от традиционного исполнения в опере этой арии, подыгрывают друг другу, порой насмехаются друг над другом, создается впечатление, что они наслаждаются арией, наслаждаются пением, но когда поют вместе, то мощный звук фортиссимо заставляет забыть всё на свете и снова и снова восхищаешься талантом певцов.
Безусловно, это мое личное восприятие певца в опере и его же исполнение в концертах, группового исполнения произведений. Наверно, настоящее искусство и отличается тем, что каждый слушатель воспринимает произведение искусства по-своему.
Слушая концерты оперных певцов, не перестаёшь удивляться , как богата русская земля талантами, какими великими голосами эти таланты обладают. Остается только с удовольствием наслаждаться дарованным Богом и добытым собственным трудом удивительным талантом каждого вокалиста.