Я занимаюсь проблемами детей-выпускников интернатов. Расскажу вам одну историю, вполне типичную для российской действительности. Как это связано с поправками, будет понятно после рассказа.
Мальчик Алёша воспитывался в интернате для умственно-отсталых детей. В прошлом году ему исполнилось 18 лет, и, как перед всеми выпускниками подобных заведений, перед ним встал выбор, куда податься. Он мог оформиться в ПНИ (психоневрологический интернат), поехать на Урал в неизвестность (там семья, которая приглашает к себе на работы детей-выпускников интернатов) или уйти с человеком, который формально возьмёт на себя ответственность за его судьбу. Был и ещё один вариант — остаться на постинтернате (это вариант проживания в том же интернате, когда за ребёнком приглядывают примерно до 23-х лет, учат ориентироваться в жизни), но поскольку было только 1 место, ему это не светило.
Алексей выбрал вариант уйти с другим человеком. Формально, по закону, интернаты не имеют права задерживать детей после 18-ти, если они дееспособны (умственная отсталость не в счёт), но фактически не отпускают: либо ПНИ, либо «добрый человек». Иногда появляются родственники, вдруг вспомнившие о таком ребёнке, когда он выпускается из интерната и имеет накопленную сумму денег на счете (у нас очень «духовная» страна, поэтому такие ситуации не редкость).
Итак. Алексей ушёл с «доброй тётенькой», которая за полгода до его выпуска из интерната вилась вокруг него и весьма настойчиво предлагала своё участие. Как ни пытались Алексея отговорить, ничего не получилось — взрослая искушённая женщина прекрасно умела манипулировать глупыми птенчиками-выпускниками: и семья-то у тебя будет, и жильё купим, и учиться дальше пойдёшь (образование Алексея — столярный техникум, а он мечтал стать художником). Работала эта женщина (где бы вы думали?) ровно в техникуме, где учатся сироты с умственной отсталостью (отличная платформа для поиска новых жертв).
Всеми правдами и неправдами Алексея заманили к себе, а далее всё пошло по отлаженной и простой схеме: у него забрали паспорт, через некоторое время сняли все накопления со счёта (а это немаленькая сумма — три четверти от миллиона), купили убогую комнатушку у чёрта на куличках в общежитии, где невозможно жить (такой там контингент), не поставили на очередь на жильё от государства (ждать 7 лет, но шанс-то был!) и в конце концов …отправили восвояси, убив веру в людей и подорвав всё лучшее в человеке (не вполне здоровое общество не готово принимать выпускников интернатов).
После инициированного автором этого текста разбирательства убогую комнатку переписали на сироту, на том восстановление справедливости и закончилось (сколько ещё желторотых юнцов пройдёт через руки данной мошенницы-миллионерши, которая ещё и хвастается дочкой, работающей в органах — вроде ей всё нипочём с такой «крышей»?).
Год спустя после выпуска из интерната Алексей нигде не работает, ибо устроиться невозможно — бесконечное стояние на бирже труда ничего не дало, столяры в его городе почему-то не требуются (зачем тогда государство готовит детдомовцев по таким профессиям, которые не нужны?), жить негде (убогая комнатка в общежитии стала местом сборища местных банд, которые не умеющего постоять за себя Алёшу выгнали оттуда очень быстро), только долг копится — Алёше платить. Жилья от государства ему не дождаться. На художника, как мечтал, не выучиться (нужны ресурсы), а мальчик талантливый и рисует очень хорошо. Целый год проболтался, никому не нужный, живёт то тут, то там, пока не выгонят (у таких же несчастных детдомовцев), и никому до него нет дела. Какое будущее его ждёт? Долгие, серые, скучные интернатовские дни одинокой души, так и не познавшей родительской любви и ласки, были наполнены мечтами о каком-то более светлом будущем, но где же оно? Злобное общество с массой желающих поживиться лёгкими деньгами, с не работающим на защиту детдомовцев-выпускников государством, с непродуманностью, холодностью системы (никому ничего не надо, а интернат, где воспитывался Алексей, ни разу не поинтересовался его судьбой), так вот, такое общество ломает юношей и девушек и ставит жирный крест на их судьбе. Особенно если это выпускники с особенностями здоровья. Обучение умственно-отсталых в интернате — это смех, ребёнок не может 2 плюс два сложить после выхода, как же он сможет посчитать свои кровные деньги и не попасться на удочку мошенников?
Из-за этой истории я не могу жить спокойно и, раз уж пошла такая катавасия с кромсаньем Конституции, предлагаю внести туда ещё одну поправку: гарантировать должную государственную защиту детей-выпускников детских домов и интернатов, внедрить нормальные программы постинтерната (а не как сейчас — одно место на весь интернат), сопровождать детей после выпуска до полной самостоятельности (которая не в возрасте, а в умении ориентироваться в жизни), вовремя обеспечивать выпускников жильём (а не через 7 лет после выпуска) и жёстко наказывать мошенников, которые используют несчастных выпускников в корыстных целях (вместо того чтобы накидываться на актёров, устроивших ДТП и после раскаявшихся, надо высказывать общественное порицание реально опасным членам общества). Бог, история, особый статус русского языка и всё такое — это, конечно, на любителя, поправки вроде защиты котиков — интересная фантазия наряду с тщательно скрываемым обнулением, но давайте сделаем что-то действительно полезное — заставим государство взять на себя ответственность за детей, которые выпускаются во взрослую жизнь из детских домов и интернатов: государство должно не только вводить специальные программы постинтерната, но и оказывать значимую поддержку НКО, которые занимаются такой помощью на энтузиазме (а не приписывать им ярлыки иностранных агентов).
И пусть вместо словоблудия про запреты абортов (не лучше ли аборт, чем убогая жизнь без любви, столкновение с «духовностью» российского общества в 18 и беспросветность будущего?) оказывается реальная поддержка и помощь (за выплаты сиротам спасибо, но этого крайне мало и это им не помогает адаптироваться в жизни). Очень важно продумать всё от и до: обучение в интернате, подготовка к выходу во взрослую жизнь, интересные программы адаптации, индивидуальное сопровождение после (к каждому ребёнку можно приставить юриста и персонального помощника, чтобы помочь ориентироваться в жизни) и чёткий план по детям с особенностями: как и кому их позволять забирать из интернатов в 18 лет (и позволять ли или адаптировать к жизни в гос.учреждении), реформирование ПНИ, чтобы это перестало стать страшным словом-аналогом слова «тюрьма», а стало местом, где можно провести несколько лет до выхода во взрослую жизнь, улучшить навыки, обучиться ремеслу, где можно без ограничений общаться, гулять, развиваться, то есть жить максимально свободно, просто на специальной территории и под ненавязчивым присмотром, для блага выпускника, а не для его устрашения (все очень сильно боятся попасть в ПНИ после интерната, ибо там АД, вот и соглашаются уйти с кем угодно). В общем, можно много сделать для реальной безболезненной адаптации детдомовцев к жизни. Пусть в этом участвуют в том числе такие люди, как Анна Кузнецова, — это ведь и есть её реальная работа, а не дремучие высказывания про аборты в социально неблагополучной стране (зачем побуждать рожать, зная, что ребёнок заведомо рождён на страдания и общество нездорово, и государство не готово полноценно такими детьми заниматься). Вместо дурных роликов про то, что дети будут лучше мучиться в детских домах, лишь бы их геи не усыновляли и вместо того дикого и несусветного, что несут некоторые чиновники, пусть государство и люди, которые получают за это большие деньги на гос.должностях, озаботятся реальными шагами в улучшении жизни детей-сирот.
Вот за такую поправку я проголосую. За такую одну, без остальных вроде создания ГосСовета, обнуления сроков нынешнего гражданина у власти и прочего неприемлемого для меня. Если вы тоже за такую поправку, оставляйте комментарии! Если у вас есть свои идеи поправок, за которые лично вы готовы проголосовать, делитесь!