Найти тему

Куликовская битва в народных преданиях начала прошлого века

Храм Рождества Богородицы в селе Монастырщино. Фото 60-х годов XX века.
Храм Рождества Богородицы в селе Монастырщино. Фото 60-х годов XX века.

Тема Куликовской битвы в наши дни — это огромный пласт научных знаний, литературных, художественных и музыкальных произведений, составляющих культурное наследие. Объять и осознать всё это доступно не каждому. Часто человек довольствуется тем, что ему преподали на уроке истории в школе, а также случайной информацией, достоверностью которой читатель вряд ли заинтересуется. Тем не менее об этом событии знают все, что делает его значимым для народной памяти. Как воспринимали люди Мамаево побоище сто лет назад?

Ответить на вопрос нам помогут материалы, в частности, результаты анкет, отправленных Тульской губернской учёной архивной комиссией в уезды для составления археологического описания губернии. Это был грандиозный проект. Осуществить его в полной мере удалось в конце XX века. На воплощение масштабной задумки потребовалось почти столетие.

Автор: Роман Солопов
Автор: Роман Солопов

Анкетирование проходило в период войны — в 1914–1915 годы, и до конца его результаты не успели обработать. Помешали революционные события.
Опросные листы рассылались в волостные правления, училища, церкви и монастыри, а также должностным лицам: земским начальникам, исправникам и приставам.

Вопросы были поделены на следующие категории: по находкам каменных изделий, по находкам медных и бронзовых топоров и стрелок, по находкам старинных монет, по находкам оружия, по находкам костей, по пещерам, по насыпным валам, по городищам, о курганах, имеются ли помещичьи усадьбы, … и нет ли в них портретов, библиотек и, вообще, предметов старины.

Места под ответы имелось немало, поэтому в анкетах присутствует интереснейший этнографический материал — народные легенды. Оказывается, истории, связанные с Куликовской битвой, встречались на обширнейших территориях. Абсолютизировать достоверность таких преданий не стоит. Часто они были плодом «вторичного мифотворчества», когда услышанная от кого-то информация, причудливо переплеталась с имеющимся у крестьян опытом и накладывалась на знакомую географию. Для нас важен сам факт: люди интересовались событиями Куликовской битвы.

Автор: Роман Солопов
Автор: Роман Солопов

В селе Горячкино Крапивенского уезда связывали местный курган, стоящего у берега реки Упы, с событиями XIV века:

«Происхождение кургана из обывателей никто не помнит. [Есть придание — Е. А.], что на месте кургана была стоянка или зимовка татар в 1380 году, так как по преданию, татарские полчища вёрстах в 3 от кургана переходили в брод Упу».

Казалось бы, где Упа, а где устье Дона и Непрядвы? Но существовали и такие предания. Условно назовём их «блуждающими». Ещё один пример подобного — «Пещера Стеньки Разина» на берегу Оки, также присутствующую в ответах анкеты.

Существовали предания, связанные с Куликовской битвой даже в Одоевском уезде. Так встречается любопытная трактовка назначения кургана у села Арсеньева: «Говорят, что это братская могила воинов, сохранившаяся со времени битвы с татарами на Куликовом поле».

Жители села Михайловское Богородицкого уезда сообщили:

«в горе есть яма, известная под названием «Денежная яма». Первое предание говорит, что здесь была скрыта татарская казна во время Куликовской битвы…».

К теме сражения отнесём и упоминания об обнаруженном оружии. Настоятель церкви села Куркино указывает: «По рассказам старожилов находили на полях по течению бывшей речки Вязовки близ деревни Рязанова Сергиевской волости копья. Но какой формы — этого уже указать не могут. По рассказам же по реке Гнилуши около той же деревни Рязаново была найдена повозка, затянутая водой, с громадными колёсами, которую … при всех усилиях вытащить не удалось».

Население окрестностей Поля битвы иллюзий о сохранившихся до XX века «россыпях костей и оружия» не питали. Здесь осознавали, что артефакты давно выпахали плугами. Об этом повествует ответ причта Богородицерождественской церкви села Монастырщина:

«…на всё выше предложенные вопросы ответа [причт — Е. А.] дать не может несмотря на то, что село наше по Куликовской битве, происходившей в 1380 году, историческое. Никаких земляных валов и окопов не сохранилось, старинные орудия, как то: копья, стрелы при распашке земли в предыдущие времена находились крестьянами, но до настоящего времени не сохранились».

Ответ ожидаем: Куликово поле вызывало интерес коллекционеров с XVIII века, а ещё раньше началась активная сельскохозяйственная эксплуатация территории.

Фото Романа Солопова
Фото Романа Солопова

Как мы видим, чем дальше от Куликова поля, тем фантастичнее и подробнее предания о сражении на Дону. Очевидно, что выдающееся событие волновало русского человека и неудивительно, что каждый землепашец мечтал о том, что родные ему места был бы хоть отчасти причастны к переломному моменту русской истории.

Материал подготовлен экскурсоводом Музея Куликовской битвы Егором Арцыбашевым.