Найти тему
Назад в историю

Халиф Умар - установление господство халифата (часть 2)

В прошлой статье я рассказал о походах и завоеваниях халифата на ближний восток и в Египет. Таким образом Умар распространил ислам в Сирии, Египте, Ираке и Персии, что с военной точки зрения являлось, безусловно, выдающейся победой мусульман. В течение четырех лет после смерти Пророка Мухаммада (с.а.в) мусульманское государство расширило свои владения на западе до Египта, на северо западе до Сирии, на востоке до Ирана (Персия).

Территория халифата к 642 году
Территория халифата к 642 году

Управление на завоеванных мусульманами территориях осуществлялось с невиданной в тот век терпимостью. К примеру в Дамаске, назначенный Умаром наместник Сирии Халид ибн Аль-Валид подписал договор, гласящий:

«Халид ибн аль-Валид обещает безопасность и сохранность жизней, имущества и церквей. Город не будет ни разрушен, ни отдан на поселения мусульманам. К тому же мы даруем договор Аллаха и защиту Его Пророка, халифов и верующих. При условии, что вы будете платить подушный налог, ничто не постигнет вас, кроме добра».


Со своей стороны Умар, заключив мирный договор с жителями Иерусалима, так же обещал:

«Ваши церкви будут сохранены в целости и сохранности, не будут захвачены мусульманами и не будут разрушены».

Умар в Иерусалиме
Умар в Иерусалиме

Управляя огромным государством, от Умара требовалась принятия ряда мер по организации административно-фискального аппарата и принципов распределения огромных доходов. Важнейшей из них была выплата жалованья и продуктового пайка всем сподвижникам вместо раздела завоеванных земель. При нём стали формироваться земельные кадастры, которые предусматривали различные виды собственности на землю: общинную и частную. После завоевания Египта в Мекку и Медину стала поступать оттуда пшеница. Это сыграло особенно важную роль во время голода, обрушившегося в 639 г. на Палестину, Сирию и Ирак.

В 637 году Умар ввёл новую систему летосчисления. Новая эра начиналась с года переселения пророка Мухаммеда (с.а.в) из Мекки в Медину. По предложению халифа, городское строительство осуществлялось по византийским принципам.

 Восточный рынок (базар)
Восточный рынок (базар)

Халиф уделял много внимания развитию ремесла и торговли. Он считал, что ремесло торговца не менее сложно, чем военное дело, ибо «продавец может соблазниться лёгкой прибылью путём обмана покупателя». Также благодаря Умару были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи — "кади", которые на основе Корана (шариата) разрешали конфликты и споры.

(Продолжение следует в 3-ей части)

Это был канал " Назад в историю"

Наш канал ежедневно создает увлекательные статьи только для Вас! Подписывайтесь, ставьте лайки , пишите отзывы, мы всегда будем рады Вам.