Обсуждение моих прошлых тем – Почему уйти из церкви просто и Почему нет разницы, верующий человек или нет – навело меня на мысли высказаться еще и по поводу богословия. Дело в том, что всякие межрелигиозные диалоги, диалоги верующих и атеистов, миссионерская деятельность построена в основном на обсуждении богословских вопросов (а на чем же еще она должна быть построена?). Мало того, если почитать православные СМИ или послушать православные каналы, там изо всех щелей любой священник-интеллектуал (а таких, кстати, немало) вещает о том, что «нужно изучать свою веру».
Я вот изучал свою веру. Даже духовное училище закончил. Попы у меня на экзаменах списывали. Для своих друзей-попов я писал курсовики и дипломы, потому что они не умели этого, а я умею. Но мне это изучение своей веры ничуть не помогло. Так что – есть ли реальная польза от того, что ты изучаешь свою веру?
Вроде бы как бы да, по идее. Ты начинаешь лучше понимать, что происходит в церкви, что обозначают все эти «малый вход», «великий вход», в чем смысл причастия; лучше понимаешь смысл молитв и всяких там «канонов Андреев Критских». Но, собственно, и все. То есть да, ты как бы вот начал разбираться в этом во всем, более-менее понял церковнославянский.
И все, на этом все заканчивается. Потому что так называемой духовной жизни никакое богословие, конечно, не помогает. Скорее уж – как там писал кто-то из святых – «нельзя входить в рассмотрение богословских вопросов тем, кто нечист сердцем». Потому что типа будут многие искушения. Ну, насчет искушений я бы поспорил, я вообще считаю это слово – как и большинство всяких религиозных слов – выдумкой.
Но суть в принципе верна: вот ты узнал это богословие, и что? Стал ты лучше? Нет, не стал. Стал ты более глубоко понимать душу человеческую? Вот и брат говорит, что лучше стал понимать. А я считаю, что сила в правде. Кто прав, у того и… Эээээ, простите, зарапортовался, фильм один вспомнил. Ну, вернемся к нашем баранам.
Итак, пользы от богословия никакого. Никому еще никакое богословие в жизни не помогало. Помогало, например, социальное служение. Вот эта штука хорошая. А богословие – ну, это так, деликатес. Можно на сладкое. Но много сладкого вредно.
А вот вред от богословия есть. Во-первых, говоря церковным языком, человек начинает «надмеваться». Попросту – начинает считать себя крутым, знающим. Гордится, короче говоря. Поучать других начинает. Близкие начинают его избегать. А он начинает считать, что это они от слова божиего бегут, а не от него. И еще больше их поучает. А они еще больше бегут. В итоге пропасть между ними увеличивается.
Еще есть такой вред. Богословие ведь – штука непростая. И ладно еще догматическое – там ни доказать, ни опровергнуть что-то невозможно. Но вот есть еще, к примеру, нравственное богословие. Там про то, как относиться к людям. Ну и про всякую аскетику. И вот может человек изучать его, изучать, а потом подумать, что он предрасположен к монашеской жизни. И на горе всем своим родным срулить в монастырь. Через десяток годков он, может, и поймет, что это была плохая идея. Но будет уже поздно (впрочем, вру, никогда не поздно опомниться и все изменить).
Или еще пример. Вот есть православные женщины. У них есть – согласно нравственному богословию – табу на секс до брака. Я в связи с этим, кстати, даже шутку придумал. У меня как-то спросили… Хотя нет, это в другом посте напишу, тема уж больно интересная. Да, вообще про брак – другой пост будет. Ну а тут – про богословие.
Ну, так вот, есть у православных женщин табу на секс до брака. Заканчивается это, как правило, тем, что (в лучшем случае!) они нарушают табу и вступают в более-менее нормальный брак, но при этом чувствуют постоянно свою вину. В худшем (хотя вообще кто знает, что тут хуже, что лучше) у них вообще никакого брака не бывает. И это ладно еще, если женщина фригидна (таких среди православных, кстати, по-моему, больше, чем «в среднем по больнице»), а то ведь и нормальные так мучаются. А все почему? Богословие изучили.
Да, да, в комментариях обязательно напишите, что хранение девственности до брака только улучшает его, а блуд – ухудшает. Я эту волынку слышал многие годы и сам проповедовал.
То есть это только некоторые моменты. А вообще, если обобщать, знание богословия человека (особенно того, кто в церкви работает, особенно попов – впрочем, попы у нас по большей части с богословием почти не знакомы) развращает.
Да и время отнимает, если честно. Без этого всего как-то проще. Лучше.