Найти тему
Антон Владимиров

Гоша - исчадие ада, эгоцентрист и манипулятор.

Гоша. Москва слезам не верит. Женщины. Идеал. Мечта. Сильный мужчина. Взглянуть на объем критических разборов этого персонажа - то ли гордость берет за наших критиков, то ли жаль их даже немного.

На самом деле Гоша - эгоцентрист и манипулятор. Возможно, именно такой тип мужчины являлся мечтой большинства женщин Советского Союза, и женщин вообще. Но слабо в это верится. Хотите доказательств ? Извольте.

Гоша и Коля. "Москва слезам не верит", Мосфильм, 1979.
Гоша и Коля. "Москва слезам не верит", Мосфильм, 1979.

Итак, многие домашние авторы, разбирающие разных киноперсонажей и персонажек, руководствуются либо позицией зрителя, либо зарисовкой из старого журнала "Советский Экран", который завалялся на антресолях у бабушки. Как правило, они вовсе не разбираются в кинодраматургии, и судят о том или ином предмете исключительно со стороны наблюдателя.

Между тем, в кино огромное значение имеет позиция создателя. Потому что именно создатель придает персонажу те черты, которые впоследствии будут оказывать влияние на эмоции зрителей. А в кино эмоции - это главное. Потому давайте посмотрим на это именно с такой позиции - привычной для меня, и, возможно, необычной и новой для вас.

Создаем конфликт

Итак, мы снимаем драму с элементами мелодрамы. Это история про женщину, которая ищет своё счастье в большом городе, встречаясь с разными мужчинами. Не слишком оригинально ? А оригинального вообще очень мало. Всё оригинальное уже напридумывали в своё время, лет 300 - 400 назад. Допустим, история заканчивается хорошо, закрытой концовкой, и имеет типичную структуру в три акта.

Для того, чтобы успешно раскрутить и окончить действие нашей драмы, мы должны найти для персонажки пару - иначе история не сойдется. А для того, чтобы придать динамику сюжету, мы будем знакомить её со всякими неприятными парнями.

Так кто же этот супер-мужик, который должен приглянуться нашей героине ? Кто этот Великий Завоеватель Женских Сердец И Покоритель Душ ? Слесарь с завода, едущий в электричке в грязных сапогах.

Да как так-то ? С чего это ? Зачем ? Почему не интеллигентный инженер ? А потому, ребята, что основа драмы что ? Конфликт. Катя Тихомирова - сильная независимая женщина, директор. Придадим мы ей инженера-чистоплюя, ради бога. Но как на это посмотрит зритель ? "Ну, так я и думал, нашла себе буржуя" - скажет он, и пойдет напиваться в бар. А мы не должны отпускать его, нам надо его удержать во что бы ни стало ! И вот конфликт: кавалер-слесарь и дама-директор. Старше его по званию, по доходам, по социальному статусу. Годится ? Вполне. Погнали дальше.

Рисуем портрет героя

Каким должен быть Гоша, чтобы понравиться Кате ? Поскольку она сильная и независимая, ей нужен человек, который будет ещё более сильным, и ещё более независимым (подсунем Кате подкаблучника - провалится фильм).

Теперь нам нужно при помощи художественных средств показать, что Гоша именно такой, какой есть. А также обозначить, что конкретно он на нашу героиню запал, а не просто познакомиться подсел. И мы начинаем это делать с первых сцен, создавая монтажные фразы с определенной окраской.

Монтажная фраза в кино - это последовательность кадров, объясняющая значение события в сцене, поступки персонажей, или показывающая некоторые черты характера героя. Тут и грязные ботинки, и электричка, и пятерка на такси - "обратно я пойду пешком".

Мужчина мечты за 4 минуты

После того, как мы прикинули, каким должен быть наш супер-мужик, всё ведёт к тому, что это самолюбивый эгоцентрист, упырь и манипулятор. Как же так ? А как же мечта ?

Вот смотрите. Прежде всего, реплики Гоши, которые воспроизводятся в фильме, вместе с некоторыми моментами в кадре однозначно определяют его характер.

Знакомство в электричке. С первой фразы диалога Гоша начинает "раскручивать" Катю, пытаясь установить раппорт с помощью "угадывания чувств". Схема простенькая, но наша персонажка сразу попадается. И Гоша с ходу начинает манипулировать, придерживаясь того же сценария.

Самый охмурёж идёт.
Самый охмурёж идёт.

Катя, поняв, что влетела в сети пикапера, пытается закрыться, о чём говорят её жесты и интонации, Но Гоша не отступает: "Даже если бы вы носили три обручальных кольца, всё равно вы не замужем. У вас взгляд незамужней женщины". Затем, побыв Шерлоком Холмсом, Гоша давит на сочувствие: "Просто мне не повезло". И завлекает Катю интригами. Включив "нарцисса", он достаточно беспардонно себя расхваливает. Видя, что "клиент уходит", ускоряет атаку. В такой момент он может восстановить против себя часть аудитории.

Но... В этом же кадре тем женщинам-зрительницам, кто разочаровался в Гоше ("ещё один"), мы сразу даём понять, что они не правы - вот смотрите, Гоша, хоть и приударил за выходящей из электрички Катей, самовар бабушке не забыл помочь донести. Да и чего там, это же явно вокзал, все все равно выходят.

Потом доводим зрительниц до кондиции с помощью сцены, где Гоша желает "довести до дома понравившуюся ему женщину" за свои пять рублей, несмотря на то, что на обратную дорогу у него не остается денег.

Вот это и есть монтажная фраза (начиная со встречи в электричке, и заканчивая поездкой на такси), где мы быстро и схематично обрисовали характер персонажа. Длится она по хронометражу фильма около 4 минут. Дальше - интереснее.

Гоша - эгоцентрист и манипулятор

Удачно установив контакт, Гоша немедленно начинает развивать своё наступление. Видя, на основании своей разведки в электричке, что Катя вполне поддается манипуляциям, он решает продолжить знакомство в еще более грубой и навязчивой манере.

Встретив Катю из магазина, он чуть ли не насильно отбирает у неё пакеты с продуктами, и проникает в её квартиру, где начинает хозяйничать и распоряжаться, как у себя дома. Он демонстративно игнорирует личное пространство катиной дочери, хотя она, с помощью невербального жеста, пытается установить границы своей территории.

Гоша хозяйничает на кухне в катином переднике. Кстати, классная кухня, вы не находите ?
Гоша хозяйничает на кухне в катином переднике. Кстати, классная кухня, вы не находите ?

Это следующий момент, в котором мы показываем "сильного мужчину", берущего власть в доме в свои руки. Причем его мало интересует, нравится это хозяйке дома, или нет. Зрительницы видят этот возмутительный пример, и начинают задумываться, что такой властный мужик наверняка на острие атаки в семье. И, если что, может и в очереди постоять за жену. А может и против хулиганов постоять на улице (продолжаем логику, и чуть позже доказываем, что да, и это тоже может).

Тем более, учтём, что в 1979 году тем зрительницам, которые родились во время Второй Мировой войны, и спустя некоторое время после неё, было в районе 35 - 40 лет. То есть довольно близко по возрасту к Кате.
Примерно на ту же целевую группу был ориентирован и фильм. А многие из этих зрительниц росли без отцов (по очевидным причинам). Вряд ли тогда это принималось во внимание - продюсеров не было, и не все вопросы так тонко прорабатывали. Хотя, кто знает !
Существовала цензура, существовали художественные советы, и идеи, которые были заключены в фильмах, должны были нести что-то разумное для общества. Вообще, по факту действие "Москвы" начинается в конце пятидесятых. То есть большинство персонажей - либо дети войны, либо её непосредственные участники. Но вернемся к нашим героям.

Гоша беспардонно будит Катю в выходной день рано утром (подобное я позволял только одной девушке - она работала в ночь, и звонила мне утром, потому что ей было скучно, одиноко, и хотелось поговорить со мной).

Гоша приводит Катю в круг своих друзей, которые (возможно, заранее проинструктированные) сразу наваливают ей гору хвалебных отзывов в гошин адрес. Это ещё одна манипуляция, срежиссированный спектакль, в котором Кате вешают лапшу на уши разные непонятные дядьки.

Правда, чтобы смягчить это впечатление, Гоша произносит монолог, в котором признает, что получился слишком идеальным.

Доктора наук, кандидаты , шашлык - всё настоящее.
Доктора наук, кандидаты , шашлык - всё настоящее.

А дальше наш супер-герой чётко озвучивает свою позицию:

Катя: Во всяком случае, на будущее, я тебя очень прошу, уж будь любезен без моего разрешения таких действий не предпринимать. (пытается выставить себя равной).
Гоша: Слушаюсь. Но тогда и ты уж, пожалуйста, учти, на будущее, что если еще когда-нибудь ты позволишь себе хотя бы заговорить со мной таким тоном, то я здесь больше не появлюсь. А заодно запомни, что всё и всегда я буду решать сам на том простом основании, что я мужчина. (подавляет инициативу, манипулирует).
Катя: Прости меня, пожалуйста. Прости меня. (манипуляция проходит, инициатива подавлена).

Всё. Катя загремела по-полной. Манипулятор подчинил её своей воле, навязал позицию лидера, и заставил считаться с его мнением (при этом её мнение вообще не принимается в расчет). Кроме того, он вмешивается также в воспитание её дочери, воздействуя и с этой стороны. Но самолюбие его удовлетворено еще не до конца.

Катя скрывает от Гоши то, что она - директор завода, так как он заявил ей, что не потерпит подчиненного положения в семье. Но правда выясняется, и Гоша просто сваливает, то есть бросает всех.

Его уход - другая манипуляция, которая призвана заставить Катю искать его, и найти. И этим удовлетворить его эгоизм.

Таким образом, Гоша - типичный манипулятор и эгоцентрист, который признаёт лишь своё мнение, и не считается ни с кем. Отчего же он так нравится зрительницам ? Да оттого, что многие из них мечтают о том, чтобы пришёл такой вот парень, отобрал пакеты, взвалил на себя дом, семью, и понёс в светлое будущее. Но под боком есть другой. Попроще. Послабее. Правда, порой и волю может проявить - ну, там, за пивом послать в лабаз, или ещё чего.

Хэппи-энд.
Хэппи-энд.

Но тот, сильный - чужой. А этот - свой. А свой - он такой простой. Домашний. Хозяйственно-бытовой. Вершины покорять ? Куда ему... Пусть-ка лучше дома сидит. Не пьёт особо - и ладно. Такая вот она, жизнь-то.

Автор: [Антон Владимиров - подписка на канал]

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц