Найти тему

ГОРОД НЕКРАСИВЫХ ГРЕХОВ

Чхве Инхо. Город знакомых незнакомцев
Чхве Инхо. Город знакомых незнакомцев

Чхве Инхо. Город знакомых незнакомцев / пер. с кор. Н.А. Беловой. – СПб.: Гиперион, 2016. – 320 с.

Знакомство с этим автором произошло по воле специалистов по корейскому языку и корейской культуре. Тем приятней было узнать, что те процессы версификации искусства слова, которыми отмечена литература Старого Света на протяжении столетия с лишним, давно освоены азиатскими братьями по перу. Книги Чхве Инхо, его сюжеты и персонажи давно и успешно поселились в разных уголках родной автору культуры. И судя по всему, чувствуют себя вполне комфортно.

Другое дело русский читатель. Он всегда настороженно относится к чужестранцам, независимо от того сколько миль или километров разделяют его и родину зарубежного автора. В случае «Города знакомых незнакомцев» расстояние эстетическое преодолевается достаточно быстро, и ты привычно погружается в размеренное существование жителя большого мегаполиса. Только вот имени у него нет, а есть только обозначение – «К.». Ассоциации с великим австро-чехом настолько явны, что о них, начав чтение романа, просто не задумываешься. И воспринимаешь все возможные ассоциации как исходные условия творческой задачи, которую решает в тексте Чхве Инхо, когда автор вроде бы развивает тему абсурдной непознаваемости быта и бытия, постоянно пытается и для нас, и для героя найти хотя бы видимость и логическую обоснованность происходящей путаницы.

Здесь есть о чем задуматься и от чего волноваться. С первых страниц К. начинает подозревать, что он – это не он. И все окружающие его люди – знакомые и незнакомые – не те, за кого себя выдают. Хронология проводимого главным персонажем расследования заводит его в такие дебри и уголки мегаполиса, что кажется вот-вот и стартует настоящее, с азиатским акцентом кафкианское действо. Но нет. Все растворяется в запретных и сладких грехах, с которыми приходится знакомится бедняге К. Какая-то тайная сила влечет его и манит: «Расследуй! Расследуй! Расследуй!». Он и расследует, не в силах оторваться от необычности познаваемого.

В определенном смысле весь путь метаний героя в поисках смысла и причинно-следственных связей есть погружение в мир воспоминаний и подсознания, в бездну желаний и хотений, когда уже вовсе не до красоты, а целью является «расправа» с собственным вожделением. Так становится окончательным бессовестным и гадким, но от него никуда не деться герою, чье либидо разрушает его личность почти до основания. Морок, мучение, желание, недоумение, растерянность и вместе с тем – какая-то одержимость жаждой истины. Однако здесь Чхве Инхо изящно напоминает о реальности, хронометрируя похождения К. с точностью до дня, часа и минуты. Что и раздирает судьбу героя надвое. Ответ на вопрос: кто он на самом деле? – будет слишком трагичным, но его не избежать. Все-таки грех и красив, но весьма разрушителен. Даже если он гнездится всего лишь в твоем подсознании….

Сергей Н. Ильченко

Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения

https://jf.spbu.ru