Или почему поправки в статью 210 УК РФ не спасают бизнес от давления правоохранительных органов.
Совсем недавно в Уголовный кодекс внесли изменения, которые дали надежду, что уголовного преследования бизнеса станет меньше.
Дело в том, что раньше руководителей и учредителей компаний можно было подвести под статью 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)», только лишь потому что у предприятия есть организационно-штатная структура. Попросту говоря, руководишь организацией – значит, руководишь преступной группировкой.
Федеральным законом от 01.04.2020 №73-ФЗ изменили Примечание к статье 210 УК РФ, и управление организацией теперь не должны приравнивать к организации преступного сообщества.
Но оказалось, что эта очень хорошая для бизнеса поправка на практике не очень-то и работает, и правоохранители всегда могут найти лазейку, чтобы обойти запреты и ограничения.
Мы столкнулись с этим на собственном опыте, когда вели дело одного из клиентов.
В этом деле группу лиц обвиняли в создании преступного сообщества на территории Москвы, Тверской области и Краснодарского края. По версии следствия, они под видом продажи медицинских изделий нанесли имущественный вред в особо крупном размере неопределенному кругу граждан.
Сначала уголовное дело возбудили по ч. 4 ст. 159 УК РФ по факту хищения денежных средств граждан, но потом обвинили еще и в организации преступного сообщества по статье 210 УК РФ. Это означало, что, во-первых, силовики могут даже без достаточных доказательств продлевать арест и срок расследования, а во-вторых, что наказание уже точно будет связано с лишением свободы.
Предприниматели покупали в одном регионе, а продавали в другом, поэтому свою версию о преступном сообществе силовики подкрепили, используя территориальный признак.
Товары, которыми торговали обвиняемые, имели регистрационные удостоверения, сертификаты соответствия, декларации соответствия. Информация о них была размещена на сайте Росздравнадзора. У всех участников были зарегистрированы юридические лица, они все делали в интересах этих юридических лиц и строго в рамках предпринимательской деятельности. То есть вели обычный бизнес на законных основаниях. Но все это не помешало силовикам сделать вывод, что деятельность была не предпринимательской, а преступной. Получается, что если в цепочке контрагентов кто-то нарушит закон, любой добросовестный посредник может тоже попасть под замес и оказаться на скамье подсудимых.
С поправками к статье 210 УК РФ обвинение в создании и участии в преступном сообществе должны были снять, но все оказалось не так просто. Чтобы снять обвинение, нужно было доказать, что организацию изначально не создавали для совершения преступлений.
Как видите, несмотря на поправки в УК силовики всегда могут обойти запрет и квалифицировать действия предпринимателей по-своему. В свое время правоохранителям запретили заключать по стражу предпринимателей, обвиняемых в экономических преступлениях. Тогда они тоже этот запрет обходили, как теперь обходят запрет применять статью 210 УК РФ.
Поэтому лучше не полагаться на формальные послабления в законах, а заранее тщательно взвешивать риски, чтобы не попасть под уголовное преследование.
Адвокаты бюро «Деловой фарватер» не раз защищали предпринимателей от уголовного преследования и добивались успеха. Мы рады предложить вам накопленный опыт и практику для защиты вашего бизнеса и свободы.
* * *
Если статья оказалась для вас полезной, ставьте «Нравится», подписывайтесь на наш канал, делайте репосты в социальных сетях.
Читайте другие интересные статьи по защите бизнеса на нашем сайте.