Сколько бы президент России ни твердил в своих выступлениях о важности сохранения исторической памяти, о бережном отношении к нашему наследию, чиновникам все нипочем! У них, по всему судя, своя программа… Наплевательское отношение – «стиль работы власти с жителями по всей стране — «от Москвы до самых до окраин».
Вот и свежий пример из Ростова-на-Дону на ту же тему.
В письме члену Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека А.К. Соболевой историк и политолог Иван Фокин из Батайска Ростовской области справедливо выделяет главное и, к сожалению, никак неискоренимое качество нынешних чиновников:
« Я хотел бы, чтобы вы подняли вопрос абсолютно наплевательского отношения органов местной власти к мнению жителей при решении общественно значимых вопросов. Данное наплевательское отношение мы наблюдаем регулярно: от Калининграда в виде «по кочану» до Камчатского края! Пришли, решили и сделали, как сами же и решили — таков принцип… Этот случай затрагивает не только проблемы диалога власти и общества на локальном уровне в конкретном городе. Это стиль работы власти с жителями по всей стране — «от Москвы до самых до окраин».
Что же за «случай» побудил активного гражданина и патриота Ивана Фокина обратиться за поддержкой к члену Совета при Президенте РФ?
В Ростове-на-Дону, практически не посоветовавшись с общественностью, разрушили историческое здание «храма знаний» – уважаемый и известный в крае лицей №20 им. В.П. Поляничко.
Символично в этом сносе все: и то, что этот лицей носит имя единственного в России вице-премьера страны, предательски убитого боевиками на своем посту – во время выполнения миротворческой миссии на Кавказе. И то, что, как напоминает И. Фокин: «снесли здание, построенное в голодные годы, в начале 1930-х, когда каждая буханка, каждый рубль были на счету и в этих условиях возвели настоящий «храм знаний». И то, как брутально обошлись с мнением городской общины — с ней просто не советовались».
Время для «спецоперации» власти выбрали для себя удачное – жители на самоизоляции, протестовать не выйдут, так что сносили, тужились около двух недель: с 22 мая по 3 июня. Теперь в сети можно увидеть, как проводились эти варварские работы.
Нет больше символа этого здания – изящной фасадной колоннады!
Школа-лицей имела непростую судьбу. Первоначально здание ее строилось в конструктивистском стиле. После тяжелых боев за город в годы Отечественной войны в уцелевших школьных помещениях устроили госпиталь. После войны школа была восстановлена, но уже в стиле «классицизма» или «сталинского ампира». И с 1947 года ни разу не подвергалась капитальному ремонту.
В 2018 году Ростовской-на-Дону городской думой была принята программа развития образования в городе. В рамках этой программы предполагалось строительство новых школ и реконструкция старых, в том числе, и этой школы, ставшей лицеем. По данным за минувший учебный год там числилось 1326 учащихся.
Все ждали реконструкцию с большой надеждой. Однако аварийное состояние здания, начиная с цоколя, деревянных перекрытий и заканчивая крышей, требовало серьезного исследования и проработки.
Известные ростовские краеведы Артур Токарев и Геннадий Беленький сходятся во мнении, что если бы о школе по-настоящему заботились, делали необходимый ремонт в необходимое время, то у нее были бы все шансы простоять еще лет 100, подобно тому, как стоят подобные «сталинские» здания в Москве, Санкт-Петербурге и по всему бывшему Советскому Союзу.
Но в Ростове рассудили иначе, по принципу всех «новоделов» с короткой памятью: «иногда проще снести и выстроить новую структуру, нежели пытаться ее реставрировать, реформировать».
Согласно заявлениям, которые сделаны руководством города в отношении «реконструкции» – так стыдливо прикрывается, по сути, самое натуральное строительство, – и данным с информационного щита на месте демонтированного здания, лицей №20 будет построен в соответствии с типовым проектом.
А что такое типовой проект? Да ужасающая безличная «коробка», каких по всей стране тысячи!
Понятно, что в районах новых массовых застроек подобные учебные комплексы, напоминающие секретные военные базы, могут показаться уместными и практичными. Хотя во многих других странах уже давно местные власти стремятся избежать унификации общественных зданий, разнообразить застройку городских территорий.
Сейчас оставим споры и догадки, на какое количество учащихся будут рассчитаны помещения будущего лицея, надеемся, право на образование по месту жительства не будет нарушено. Найдется там место для отдыха, спортзалов, библиотеки… Главное в этой истории другое.
Пусть лицей не находился под охраной государства, но он был общественно признанным памятником. Однако до таких гуманитарных высот сознание ростовских руководителей явно не доросло. Они пошли по пути «освоения» средств, выделенных на якобы «реконструкцию», модернизацию и т.д. этого здания, и, разумеется, «освоят» их эффективно! К чему местным властям вся эта лирическая чепуха, вроде многочисленных записей в сетях, где люди, его бывшие выпускники с болью сожалеют о судьбе уничтоженного лицея. Эти власти ничего не слышали о «гении места», об огромной воспитательной силе «родных пенат», о значении «альма матер» – все это оставляет в жизни каждого человека незабываемый след.
А ведь можно было аккуратно снести пришедшее в ветхость здание изнутри, но оставить его фасад, или возвести на его месте реплику… Нет, не спросили ни мнений жителей, ни предложений экспертов… Кто-нибудь спрашивал мнения жителей? Кто спрашивал мнение экспертов?
Очень ярко и точно высказался насчет культурной ценности здания лицея его выпускник, известный актер Сергей Жигунов, известный по роли Александра Белова в фильме «Виват, гардемарины». В своем инстаграм-аккаунте он написал:
«10 лет каждый день я бежал мимо этого фасада – восемь лет в школу номер 20, и два года в школу 75 (это одно здание, двери были рядом). Прекрасное было время… Теперь этого не будет. Память – вещь важная.
Наша память, память наших родителей, память наших дедов. Если она будет у каждого поколения разной, мы будем жить в разных странах, в разных городах, по-разному смотреть на одни и те же вещи. У нас не будет ничего общего. Аккуратней надо с памятью, земляки».
Заключение: Несколько лет назад при городской Думе Ростова-на-Дону была создана общественная комиссия по охране памятников, в которую вошли уважаемые архитекторы, историки, жители города. При принятии решения о сносе-«реконструкции» школы-лицея на Ростсельмаше к мнению ее членов никто из власть имущих не прислушался. В январе 2019 года приняли решение о проведении подготовительных работ по «реконструкции» здания лицея, а уже в марте 2020 г. был подписан контракт по результатам электронного аукциона на строительство школы. В мае-июне под «шумок» режима самоизоляции снесли старое здание. Все произошло тихо, быстро, ни у кого ничего не спросив .Отцы – города проявили шаблонный подход к решению важнейших для общества проблем, культурный нигилизм и вульгарное счетоводческое мышление.
Вот что пишут в сетях жители города:
«Не уберечь такое красивое здание с колоннами 1933 года постройки, со своей богатой историей, особенно в период празднования 75 – летия окончания
Великой Отечественной Войны, зная, что в то далекое сложное время это был военный госпиталь».
«Здесь училась я, учился мой папа. Теперь это здание разрушили. Будто часть меня стёрли…»
« Само здание имело душу. Это ведь история создания района для рабочих завода Ростсельмаш. Это показатель того, что всё старались делать для людей. Парк, стадион, корт, бассейн, дом культуры, школа-гигант, детские сады, поликлиники и прочее. А что сейчас?..
«Мракобесие. Укатываем наследие в бетонный слой евроремонта. Минимализм и простота. Чтоб у будущего поколения работало только ОЗУ, а не ПЗУ. Никакого полёта мысли, воображения и фантазии…»
«Безликий новодел без души».
«Многие говорят о том, что можно было
реконструировать и сделать ремонт, а не полностью сносить здание. Теперь память стерта, а школа осталась только на фотографиях в пылящихся в комодах альбомах».
«Такой же величественный фасад, как и у Парфенона, восемь колонн…и его снесли…
« Почему всё готовы разрушить, ломать, уничтожить?! Память уничтожили.. Это невосполнимо, невозвратимо». “новый … ландшафт и застройку”, в большинстве своём безликую и однотипную, толкают повсеместно под названием “инфраструктура”. Какая уж тут память о наших предках…»
Читайте больше материалов на нашем сайте