Найти тему
Елизарэ-Фильм

Ротная машина ГАЗ - 66 в Афганистане, и почему БТРов у нас не было

/Воспоминания Шурави о службе в ДРА/

В Советском Союзе было очень много бронемашин, ну просто завались.

Не знали куда их девать. Дарили: Кубе Египту, Сирии, Вьетнаму, Китаю, Индии, почти всем странам свободной и непокоренной Африки. Но вот невероятное, в Афганистане страшным, вернее странным дефицитом были БТР, БМД, БМП и БРДМ, этого факта я не могу понять до сих пор. Может та техника не подходила для горно-пустынной местности? Может и не подходила, а может лень было отправлять в Афган, ведь эти машины горели как свечи на горных перевалах, в огневых душманских мешках и засадах. Сотни машин горели и еще сотни вертушек.

Советские солдаты в ДРА на БТР-70. Фото из солдатского архива
Советские солдаты в ДРА на БТР-70. Фото из солдатского архива

Так вот, я служил в 103 ВДД, это была элитная десантная дивизия, державшая в подчинении всю провинцию Кабул, половину Панджшера и другие прилегающие территории. Казалось бы, боевая техника должна быть на высоте, ан нет, здесь дорогой мой читатель мы оба ошибемся. С техникой были проблемы, а если точнее полный бардак и недокомплект.

Шурави на БТР-60 в ДРА. Фото из солдатского архива
Шурави на БТР-60 в ДРА. Фото из солдатского архива

Вот я подвожу как раз к своему гвардейскому батальону связи на вооружении, которого до января 1986 года не было боевых БТР-ов с башней и пулеметом. Вы можете себе такое представить не было боевого БТР, ни одного. Были радиостанции — командно-штабные машины, на базе разных грузовых машин, в основном Зилов и ГАЗ — 66. Был еще один или два БТР-60, но это Черепаха, радиостанция — Чайка, она без пулемета.

Теперь перейдем к нашей роте переносников — радистов — радиотелефонистов переносных радиостанций. Так вот, в нашей роте из колесной техники был только старенький, очень старенький ГАЗ-66 — «Шишига», обтянутый дырявым и прохудившемся брезентовым тентом. То есть у десантной роты радистов в Афганистане простой автомобильчик и всё. Если заваруха, (боевое столкновение) отстреливаться будем только из автоматов и бросать ручные гранаты. Только сейчас начинаю понимать, как нас подставляло командование. А ведь мы кто, не просто солдаты – стрелки. Мы резерв связи командующего дивизии, нас могут придать любому подразделению, в вертолетный десант с любым полком ВДВ. Едет рота в «Шишиге», а брони то нет. Любая засада и все радисты в хлам в секунды. Что это было? Подстава или русское авось? Скорее второе.

Первые два боевых БТР -70 пришли в нашу роту только в январе 1986 года.

На БТР домой в Союз. По версии некоторых Шурави на фото уже БТР -80 первых выпусков
На БТР домой в Союз. По версии некоторых Шурави на фото уже БТР -80 первых выпусков

А теперь внимание! Летал за ними в Союз один раненный сержант из нашей роты по приказу командира батальона гвардии подполковника Лебедева. Когда через месяц он "притащил" их в колонне через Саланг в батальон, рассказывал, как ему их не хотели давать. Привез новенькие с военного завода. Не помню точно, то ли с Ижевска, то ли с Тагила.

То есть сержанту из Афганистана, на военном заводе со всеми документами, с требованием командующего 40-й Армии, не хотели отдавать БТР-ы! Это невозможно представить себе в любой армии мира. Просто нахрапом сержант их взял. Боевые машины пришли, а экипажей то и нет. Еще два месяца ждали, когда экипажи придут с Ферганы или откуда там еще. Двух водителей прикомандировали с мотострелкового полка.

Так вот я начал с «Шишиги» в её честь пишу эту статью.

Как трудно в армии "Шишиге" где-то на границе. Фото из солдатского архива (фото летящего ГАЗ-66 из архива полковника в отставке В.В. Ефименко)
Как трудно в армии "Шишиге" где-то на границе. Фото из солдатского архива (фото летящего ГАЗ-66 из архива полковника в отставке В.В. Ефименко)

В патруль по Кабулу на ней родимой. На боевые операции тоже на ней. На Суруби, Чарикар, Панджшер, все на ней родной. Трясемся на бревнах и брониках накиданных в два слоя на те же бревна-кругляки. Все лица в пыли, дышать нечем, в общем жуть полнейшая. Машина была совсем старая, и эксплуатировалась нещадно. Но не помню, чтобы подводила нас, особенно на опасном серпантине в район Суруби и дальше, точнее не скажу, не помню.

Зато помню, что бросали под нее две гранаты бачата, и она все же доползла, довезла наших и спасла, по сути.

Повоевавшая машинка ГАЗ-66, скорее всего снимок из Чечни, у нас была такая же
Повоевавшая машинка ГАЗ-66, скорее всего снимок из Чечни, у нас была такая же

И мусорку за Кабул, вывозили тоже на нашей «Шишиге». Прицепим старый переломанный прицеп с кашей и поехали все скрипит, но едем. Едем и мечтаем о доме. К чему это я так разнервничался? А вот к чему. Собрался снимать серию видео роликов про Афганистан, а Шишиги-то нигде нет. Где теперь такой раритет встретить? Я как раз мечтал начать свои видео-рассказы с этой машины. И вот сегодня я её и нашел! Совершенно случайно в частном секторе, старую и без номеров. Словно она самая с того света вернулась. Так что на днях будем снимать первую серию фильма.

Шурави и не только, обсудим в комментариях.

© Александр Елизарэ

Читать далее роман >>> "Рядовой для Афганистана"

Купить роман >>> "Рядовой для Афганистана"

Вам может быть интересно:
Смотрите видео: ГАЗ-66 в Афганистане в 103-ей ВДД
За что я впервые был представлен к боевой награде в Афганистане
Курсант в учебке СССР и рядовой, в чем разница
Путин убежден что его поправки в конституцию одобряют более половины граждан
Как я начинал создавать фильм: «Афганистан — воспоминания Шурави»

Благодарю за 👍 ! Подписывайтесь на канал Елизарэ-Фильм Делитесь в Соц.Сетях! Комментируйте, буду рад ответить на ваши вопросы.

Авто
5,66 млн интересуются