16 июня правозащитная организация Апология протеста опубликовала доклад «Россия: принуждение к карантину», посвященный анализу административного и уголовного преследования за нарушение режима самоизоляции граждан Российской Федерации.
После введения режима самоизоляции ни один день не обошёлся без сообщений о количестве составленных протоколов за совершение административных правонарушений, связанных с короновирусной ситуацией. Были возбуждены и уголовные дела.
Кандидат юридических наук, юрист Апологии протеста Анна Бочило изучила множество публикаций в СМИ, социальных сетях, данные с сайтов судов различных регионов, заявления правоохранительных органов, а также обращения на горячую линию Апологии протеста.
С 1 апреля по 8 июня в суды поступило около 400 тысяч дел по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ (Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения) и чуть более 16 тысяч дел по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ (Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).
По статье 236 УК РФ (Нарушение санитарно-эпидемиологических правил) за это время было возбуждено 22 уголовных дела, пять из которых из-за побега из больницы.
Только по ст. 20.6.1 КоАП РФ в федеральный бюджет поступит не менее 400 млн рублей, а по ст. 6.3 КоАП РФ — 246 млн рублей. С помощью московского приложения «Социальный мониторинг» уже к 20 мая власти выписали 54 тысячи штрафов на общую сумму более 216 млн рублей. В Петербурге по местному закону (ст. 8.6.1) сумма штрафов составила 17 млн рублей.
Таким образом общая сумма штрафов по всем этим статьям приближается к 1 миллиарду рублей.
Среди регионов особо отличились: Республика Татарстан - 55 603 дела, Краснодарский край - 23058 дел, Республика Дагестан - 21 470 дел, Брянская область - 19 083 дела. Так же в первую десятку вошли: Башкортостан, Ростовская область, Ставропольский край, Московская и Свердловская области, Пермский край. Наименьшее количество дел обнаружено в Ненецком и Чукотском автономным округам, Чеченской Республике.
В нашем городе, а живем мы в Санкт-Петербурге, штрафов выписано намного меньше в связи с тем, что еще в мае месяце Петербургский профсоюз сотрудников МВД обратился к начальству ГУ МВД с просьбой разъяснить требования постановления правительства города относительно обязательного ношения масок и перчаток на улице. Полицейские опасались негативных правовых последствий для сотрудников МВД, поскольку ряд формулировок в постановлении вызывает определенные вопросы у населения, и горожане начинают сомневаться в правомерности действий полиции.
Так же 17 июня стало известно, что в Санкт-Петербурге признан недействительным первый выписанный штраф за нарушение режима самоизоляции, назначенный петербуржцу Алексею Полищуку.
«Очевидно, что полицейские и судебные конвейеры по штампованию штрафов в условиях бедственной экономической ситуации, а также репрессивные практики в период сложной эпидемиологической ситуации никак не снижают риски распространения Covid-19, а наоборот — только усугубляют ситуацию, подвергая риску заражения еще большее количество людей, в том числе задерживаемых участников протестов. Мораторий на права человека, в том числе на свободу выражения мнений и нетерпимость к протестным акциям в любой форме — перманентный признак политического режима в России в любое время», — отмечает автор доклада Анна Бочило.
Правозащитная организация рекомендовала ряд мер:
- Федеральным органам власти: объявить амнистию и освободить от обязанности оплаты штрафов по ст. 20.6.1 КоАП РФ и ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ;
- Органам исполнительной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга: списать задолженности по штрафам по ст. 3.18.1 КоАП города Москвы и ст. 8.6.1 КоАП города Санкт-Петербург;
- Генпрокуратуре РФ:
- проверить законность привлечения граждан РФ к административной ответственности по ч. 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
- проверить законность и практику рассмотрения дел об административных правонарушениях без личного участия лица, в отношении которого ведётся производство по делу.
- проверить законность штрафов, назначенных автоматически с помощью системы слежки, особенно, с помощью приложения «Социальный мониторинг», а также законность использования такой формы слежения.
- Следственному комитету РФ: проверить в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ применение насилия со стороны правоохранительных органов к предполагаемым нарушителям самоизоляции
- Верховному суду РФ: обобщить практику применения ст. 20.6.1 КоАП РФ и региональных законов об административных правонарушениях за неисполнение региональных правил в период пандемии для разграничения оснований для их применения.