Метод коллективной анимации обучения как главный дидактический метод педагогики служения все активнее проникает в образовательное пространство школьного обучения. Его сущность заключается в том, чтобы подключить к активному обучению не только мозги учащихся, но также задействовать их души и даже их тела, памятуя о том, что настоящее обучение должно охватывать всего человека.
При этом коллективность взаимодействия учащихся нацелена на решительный слом стереотипа ученика как «раба», прикованного к своей парте, и подразумевает выход на «свободное пространство».
Коллективная анимация в применении к урокам искусства имеет свою специфику, опытом которой и хотелось бы поделиться с вами, коллеги.
Во-первых, думается, нужно целенаправленно противостоять преобладающему сейчас в наших уроках «количественному» подходу. Что толку в том, что мы грузим мозги учащихся бесконечными списками художественных стилей, направлений, произведений и авторов?
В лучшем случае в ожидании ЕГЭ все они хранятся «на полках» памяти наших учеников, а в худшем вообще остаются кусками «непереваренных» знаний и быстро «извергаются вон» по ходу самого процесса обучения.
В связи с этим – второе. Давайте ответим себе: нам что важнее – помочь каждому ребенку проявить свои художественные способности, воспитать поэтов, художников и музыкантов или породить ряды абсолютно бесплодных в художественном плане резонеров, умеющих, в лучшем случае, только заинтересованно рассуждать об искусстве, а то и остающихся к нему абсолютно равнодушными?
Если, все-таки, первое, то, думается, метод коллективной анимации обучения наиболее адекватно подходит к решению этой сложнейшей и важнейшей задачи – пробуждению в каждом ребенке его художественных способностей, ощущению себя творцом в том или ином виде искусства, а по большому счету – и творцом своей собственной жизни.
Ниже приводится опыт, как это можно сделать на примере первоначального знакомства учащихся с основными видами искусства на уроках МХК. Это цикл примерно из 10-12 уроков, где после вводных уроков по основам искусства и знакомства с методом коллективной анимации идет последовательный разбор каждого вида искусства.
Такие «обзорно-синтетические разделы» есть в программах по искусству у различных авторов и в разных возрастных параллелях. У меня он пришелся на параллель 6-х классов, которые первый год, один раз в неделю изучали курс Мировой Художественной Культуры.
Мы остановимся только на ключевых моментах методики с учетом того, что каждый учитель при желании переработает ее «под себя».
Итак, вначале учитель дает ребятам список 10-ти главных видов искусства, рассказывает об их сути и просит их первоначально определиться, какой вид каждый считает для себя самым «любимым».
· Архитектура
· Скульптура
· Живопись
· Музыка
· Танец
· Литература
· Театр
· Кино
· Цирк
· Прикладная культура
Само это определение можно сделать «анимационным», когда ребята по очереди выходят к доске и ставят плюсик напротив любимого вида искусства, а его товарищи пытаются угадать его выбор (предварительно поставив непишущий конец ручки на тот или иной вид искусства).
Если времени на такое «долгое» самоопределение нет, тогда учитель называет последовательно виды искусства, а те, кто его выбрал в качестве любимого, встают. Учитель подсчитывает количество вставших и записывает цифры напротив соответствующего вида искусства.
В результате на доске появляется наглядная картина художественных предпочтений учащихся – картина, на которую в дальнейшем ему следует опираться, уделяя приоритетное внимание самым «популярным» в этом классе видам искусства.
Далее начинаются уроки, посвященные каждому виду искусства в отдельности. Структура этих уроков в принципе похожа. По большому счету она состоит из двух частей – лекционной и анимационной.
Во время вступительной лекции ребята знакомятся со спецификой очередного вида искусства, записывают ключевые понятия, термины, определения – тот понятийный аппарат, без которого не обойтись при изучении именно этого вида.
Тут важно не переусердствовать, а действовать по принципу: «краткость – сестра таланта». При наличии технической поддержки не помешает демонстрация главных шедевров этого вида искусства при похожем принципе: «лучше меньше, да лучшие».
Далее наступает не менее важная, а по нашему мнению, главная часть урока – анимационная. Когда вся эта специфика каждого вида искусства должна органично войти в духовный мир каждого ученика, стать в прямом смысле слова его живой «плотью и кровью».
Как же это можно сделать?
Архитектура
На вступительной лекции ребята записывают и зарисовывают основные виды конструкций и перекрытий: стоечно-балочная, шалаш (шатер), арка, свод, купол, а затем в анимационной части урока пытаются их коллективно воплотить в жизнь. Учитель при этом просит их обратить внимание на характерные особенности тех или иных конструкций: какие устойчивые, какие нет, на какую часть той или иной конструкции приходится наибольшее «напряжение» строительного материала.
«Строительство моста»
Но архитектура – это еще и разного рода инженерные сооружения, поэтому в качестве дальнейшего проработки и закрепления темы учитель предлагает ребятам, разбившись на группы, попробовать построить «мост». А именно - мост между соседними партами, используя в качестве строительного материала только обычные листы белой бумаги формата А4.
Уже по ходу неизбежных затруднений, связанных с таким строительством, учитель вводит новые понятия, помогающие ребятам понять всю «специфику» подобных сооружений, – упругость материала, ребро жесткости, способы соединения (нахлест, заклепка).
(продолжение следует...)