(323-198 гг. до н.э.)
КРАТКИЙ ОБЗОР
После смерти Александра Сирия и Египет постоянно воевали за контроль над Палестиной, которая лежала между этими двумя могущественными государствами. Победу обычно одерживал Египет (у власти в котором стояли Птолемеи). Птолемей I Сотер, как впрочем и его преемники, большую часть времени обращался с иудеями хорошо. Он переселил около 100000 иудеев в северный Египет, в район Александрии, где уже проживало много иудеев. О значительном присутствии иудеев в Египте в то время свидетельствует тот факт, что здесь увидела свет Септуагинта, греческий перевод Ветхого Завета. Хотя египетские правители требовали, чтобы жившие в Палестине иудеи платили дань, они разрешили им иметь самоуправление под надзором первосвященника.
ПТОЛЕМЕИ (323–198 гг. до н.э.)
Египет играл важную роль в библейской истории. В Ветхом Завете Авраам некоторое время жил в Египте (Быт. 12:10) и родил ребёнка от египтянки Агари, рабыни Сарры (Быт. 16:3). Иосиф был продан в Египет (Быт. 37:36), стал правителем Египта, женился на египтянке (Быт. 41:45), а затем содействовал переселению в Египет Иакова и его семьи. Израильский народ провёл в Египте почти четыреста лет, после чего Бог вывел его оттуда, действуя через Моисея.
Позже, когда Израиль поселился в Ханаане, царь Соломон взял себе в жёны дочь египетского царя (3 Цар. 9:16; 11:1). Иеровоам бежал в Египет, когда Соломон хотел убить его (3 Цар. 11:26–40), а египетский царь Сусаким напал на Иерусалим (3 Цар. 14:25). Божьи пророки обличали царей за то, что те уповали на помощь Египта перед лицом грядущего в скором времени нападения (Ис. 30; 31; Иер. 46). Во время вавилонского пленения оставшиеся в стране убили Годолию, своего назначенного вавилонянами правителя, и бежали от гнева Навуходоносора в Египет, вынудив Иеремию пойти с ними (4 Цар. 25:25, 26; Иер. 43:6, 7).
В Новом Завете говорится, что Иосиф и Мария искали убежища в Египте, чтобы Ирод не убил младенца Иисуса (Мф. 2:13–18). Поэтому неудивительно, что Египет играл важную роль и в истории межзаветного периода. Почти сто лет, примерно с 300 по 200 гг. до н.э. Палестину контролировали египетские правители, все как один носившие имя «Птолемей». Мы можем кое-что узнать из реакции иудеев на окружавший их мир той эпохи.
Разделение царства Александра
После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. его генералы затеяли между собой кровавые разборки за контроль над его обширной империей. Одна за другой вспыхивали войны; в течение (приблизительно) двадцати лет после кончины Александра Палестина шесть раз переходила из рук в руки. Около 301 г. до н. э. ведущие генералы, наконец, пришли к согласию относительно того, кто будет управлять разными частями империи Александра. Элиас Бикерман называет три образовавшиеся в результате великие державы: «Азия (то есть главным образом Сирия, Месопотамия, Персия и большая часть Малой Азии) под властью Селевкидов, Египет под контролем Птолемеев и Македонское царство в Европе».
Иудеи под властью Птолемеев
Об иудейской истории в III веке до Христа мало достоверных сведений. В общем, во время правления Птолемеев иудеи процветали как в Иудее, так и во всём регионе. Известно, что они занимались коммерческими сделками и служили в египетской армии. [Письмо Аристея 12–13].
Птолемеи, как и персы до них, требовали от иудеев каждый год платить довольно большой налог. Эти налоги стал собирать «налоговый откупщик», который покупал эту должность у правителя-Птолемея (и который богател на этой должности). Птолемеи, возможно, ставили своего военного представителя надзирать за страной, но, в общем, позволяли иудеям жить по собственным законам под управлением первосвященника. Особенно много иудеев было в Египте. Подсчитано, что ко времени Иисуса в Египте проживало больше иудеев, чем в Палестине. Возможно, именно благодаря влиянию иудеев в Египте и была переведена Септуагинта.
Пожалуй, самое важное событие, произошедшее с иудеями в рассматриваемый период, это то, что они подверглись влиянию эллинизма. Александр переделал свою империю по образу греческих городов-государств, в результате чего мир преобразился. Везде разговаривали на греческом языке, в каждой области поселялись греческие и македонские воины, широкое признание получил греческий образ жизни, были построены многочисленные греческие города, и во всём известном на то время мире почитались греческие философские и политические идеалы.
Греческие обычаи оказали влияние и на иудеев. Большинство иудеев перешли с арамейского языка на греческий; еврейский язык использовали только священники и книжники, продолжавшие читать Писания в оригинале. Многие иудеи восприняли греческие обычаи. Даже в Иудее были построены греческие театры и гимнасии. Иудейские мужчины участвовали в греческих атлетических соревнованиях по греческому образцу (без одежды). [Иосиф Флавий Иудейские древности 12.5.1; 1 Мак. 1:14, 15; 2 Мак. 4:7–10].Восприятие этих греческих обычаев вызвало определённую реакцию. Если какие-то литературные произведения того периода учили идеям, совместимым с греческим образом жизни, то были и другие писания, которые подвергали его резкой критике. Неприятие эллинизма некоторыми иудеями в конечном итоге привело к глубокому расколу и конфликту между двумя партиями внутри иудаизма — хасидами («набожные, благочестивые») и эллинистами.
Таким образом, в период правления Птолемеев иудейское общество испытывало брожение. Хотя в своём большинстве иудеи преуспевали, некоторые ощущали глубинные негативные процессы, угрожавшие изменить их древнюю религию.
Птолемеи, правившие Палестиной
Хотя Иудея располагалась в Азии, в течение ста лет после разделения царства Александра она, по большей части, контролировалась египетскими правителями, Птолемеями. В этот период в Египте было пять правителей.
Птолемей I Сотер (323–285 гг. до н.э.). Хотя Птолемей I был македонянином, он присвоил себе титул и прерогативы египетских фараонов. В результате весь свой период правления он обладал огромной властью и богатством. Египетское царство процветало также благодаря его завоеваниям; он «сделал Александрию своей столицей и превратил её в один из самых великолепных городов мира» (Кейт). Говорят, что около 320 г. до н. э. он захватил Иерусалим, войдя в город в субботу, когда иудеи отказались воевать. Хотя он пленил и увёл в Египет много иудеев и самарян, ему вообще приписывают благожелательное отношение к иудеям. [Иосиф Флавий Иудейские древности 12.1.1; Против Апиона 1.22]
Птолемей II Филадельф (285–246 гг. до н.э.). Птолемею II иудейские источники ставят в заслугу освобождение многих иудейских рабов и инициирование перевода еврейской Библии на греческий язык (Септуагинты). [Письмо Аристея; Иосиф Флавий Иудейские древности 12.2.1–15]. В его царствование правление Птолемеев достигло зенита своей силы и процветания.
Птолемей III Эвергет (246–222 гг. до н.э.). Птолемей III, судя по всему, относился к иудеям благожелательно, пока они платили подати. [Иосиф Флавий Иудейские древности 12.4.1–5]. Иудейский историк Иосиф Флавий даже утверждает, что после победы над Сирией этот правитель поехал в Иерусалим и «совершил богатые жертвы» в Господнем храме. [Иосиф Флавий Против Апиона 2.5].
Птолемей IV Филопатор (222–203 гг. до н.э.). Историки часто критикуют Птолемея IV, рисуя его в негативных тонах. Роберт Кейт характеризует его как «совершенно неспособного правителя», который «больше занимался искусством и религией, чем войной и управлением». Гарольд Хёхнер называет его «распутником», а Дэвид Соломон говорит, что он был «мерзким развратником».
Птолемей V Епифан (203–181 гг. до н.э.). Птолемей V взошёл на престол в малолетнем возрасте; его воцарение дало сирийскому царю Антиоху III возможность напасть на Египет и отнять у него Палестину.
Сирийские войны (274–198 гг. до н.э.)
Согласно договору, последовавшему за решающей битвой в войнах между македонскими военачальниками после смерти Александра, территория, включавшая Иудею, отошла Селевку, правителю Сирии. Однако Птолемей занял и объявил своей Келесирию (нижнюю Сирию), прежде чем Селевк успел придать законную силу своему притязанию на эту территорию. Поэтому Селевкиды всегда считали, что Палестина принадлежит им, хотя правили в ней Птолемеи. В результате в III веке до н. э. было четыре или пять «сирийских войн», целью которых было определить, кто будет владеть Палестиной, Египет или Сирия.
Первая сирийская война (274–272 гг. до н.э.). В Первой сирийской войне Птолемей II отвоевал части Сирии и Малой Азии. Сирийский правитель Антиох I планировал вторгнуться в Египет, но не смог по причине волнений в Малой Азии. В конечном итоге он был вынужден заключить мир с Птолемеем II.
Вторая сирийская война (260–252 гг. до н.э.). Во Второй сирийской войне Антиох II вначале «возвратил себе побережья Малой Азии и всю Финикию к северу от Сидона» (Хёхнер), но потом утратил большую часть завоёванного, и ситуация в конце войны сравнялась с той, что была в её начале. Война завершилась договором, в соответствии с которым Птолемей II отдал свою дочь Веренику в жёны Антиоху II с условием, что тот разведётся со своей женой Лаодикой, а сын Вереники унаследует царство.
Третья Сирийская война (246–241 гг. до н.э.). Третья Сирийская война началась, «когда Птолемей III понял, что мечта его отца о союзе не осуществилась» (Хёхнер). Он вторгся в Сирию и отомстил Лаодике за смерть своей сестры Вереники. Лаодика организовала убийство Антиоха II, Вереники и их маленького сына. Это расчистило путь к восшествию на престол её собственного сына, Селевка II (Дан. 11:6, 7). [Аппиан Римская история: Сирийские войны 65–66]. Война закончилась договором, по которому Птолемей III провозглашался правителем Финикии и южной Сирии, а Селевк II — правителем большей части северной Сирии.
Четвёртая Сирийская война (219–217 гг. до н.э.). Четвёртая Сирийская война началась, когда Антиох III попытался отнять Палестину у Птолемея IV (Дан. 11:10–12). Он захватил большую часть территории, ранее контролировавшейся Птолемеем, но в конечном итоге потерпел поражение в битве при Рафии на границе с Египтом. Результат всех этих войн был ничтожным. Когда Четвёртая Сирийская война близилась к концу, «территориальные границы существенно не изменились» (Кейт). Обе противоборствовавшие державы продолжали контролировать территории, которыми управляли в начале периода.
Пятая Сирийская война (201–198 гг. до н.э.). Так называемая Пятая Сирийская война изменила ситуацию. Когда на престол взошёл совсем юный Птолемей V, Антиох III — который позже стал называться «Антиохом Великим» — расценил его восшествие как долгожданный благоприятный случай отнять у Египта нижнюю Сирию. В 201 г. до н.э. он ввёл свои войска в Палестину и захватил Газу. Позже он одержал решающую победу над Египтом у Паниона (Кесария Филиппова), района, откуда берёт начало река Иордан. Таким образом, в 198 г. до н. э. Антиох Великий стал правителем всей Сирии и Палестины. Он выпустил из темниц узников, позволил иудеям свободно поклоняться Богу и содержать свой храм в Иерусалиме. Кроме того, он «освободил совет храмовых служителей от податей. Этой льготой граждане Иерусалима пользовались первые три года; впоследствии они освобождались от уплаты третьей части назначаемых им податей» (Хёхнер). Однако совсем скоро иудеи подверглись гонению со стороны его преемника, Антиоха IV Епифана.